КОЛОКОЛЬЧИК Дополнительная общеразвивающая программа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Первомайский детский сад общеразвивающего вида «Берёзка»
Первомайского района

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДАЮ:

на заседании педагогического совета
Протокол № __ от «___» _____20 г.

Заведующая МБДОУ «Берёзка»
А. Н. Панова_______________
Приказ № ___ от «___» ________20

.

Дополнительная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Колокольчик»
Возраст детей: 5 - 6 лет
Срок реализации: 1 год.

Музыкальный руководитель:
Горовая Ирина Владимировна

с. Первомайское
2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Целевой раздел программ

3 стр.

1.1.

Пояснительная записка

3 стр.

1.2.

Цели и задачи реализации программы

5 стр.

1.3.

Принципы и подходы к реализации программы

5 стр.

1.4.

Планируемые результаты освоения программы

5 стр.

2.

Содержательный раздел программы

6 стр.

2.1.

Описание образовательной деятельности

6 стр.

2.1.1.

Учебно-тематический план

6 стр.

2.1.2.

Содержание программы

7 стр.

2.1.3.

Календарный учебный график

10 стр.

3.

Организационный раздел программы

12 стр.

3.1.

12 стр.

3.2.

Описание условий реализации Программы и особенности
организации развивающей предметно-пространственной среды
Обеспеченность методическими материалами

3.3.

Организация режима работы

16 стр.

4.

Список литературы

18 стр.

14 стр.

2

1. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Общеразвивающая программа художественной направленности вокальный ансамбль
«Колокольчик» разработана на основе:
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ;
 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России
от 29 августа 2013 г. N 1008);
 СанПин 2.4.3648-20 от 28 сентября 2020 г. N 28
 Устава МБДОУ детского сада «Берёзка»;
 Парциальной программы по музыкальному развитию дошкольников И.
Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки»
Данная программа составлена для развития индивидуальных творческих способностей
детей на занятиях хорового пения, овладения приемами и способами вокального
зввукоизвлечения, основ хорового исполнительства.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы вокального кружка
«Колокольчик - художественная.
Приоритетным направлением МБДОУ детского сада «Берёзка» является художественноэстетическое развитие детей. Организация вокального кружка «Колокольчик» - один из
видов работы в этой сфере, позволяющий детям раскрыть новые творческие возможности.
Данный кружок выполняет следующие функции:
- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или
развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений,
навыков в интересующем его виде деятельности;
- социально-адаптивную – занятия в кружке позволяют воспитанникам получить
социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха»,
научиться само утверждаться;
- коррекционно-развивающую воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на
занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие способности
каждого ребенка;
- воспитательную – содержание и методика работы в кружке оказывает значительное
влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование
коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма,
патриотизма.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы заключена во включении в
образовательный процесс оздоровительных методик (дыхательная система
Стрельниковой, элементы вокальных методик Огородного и Емельянова). Современная
медицина обратила внимание на то, что занятия вокалом благотворно влияют на здоровье
человека. Занимаясь пением, можно обрести не только радость, но и положительно влиять
на физическое здоровье.
В процессе вокальных тренировок голос оздоравливается и улучшает состояние всего
организма. Пение хорошо помогает избавляться от стрессов, так как во время пения в
мозге вырабатывается эндорфин, благодаря которому человек ощущает радость, у него
повышается жизненный тонус.
Итак, с помощью пения можно:
•
выражать и вызывать в других чувства и эмоции;
•
исправить осанку;
•
улучшить дикцию и постановку разговорной речи, даже исправить такой дефект, как
заикание.
3

Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают
оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в
кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция
бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость
организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Невозможно переоценить влияние пения на здоровье ребенка. Работа с голосовым
аппаратом оказывает оздоровительное влияние для всего детского организма.
Актуальность программы заключается в следующем:
Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца её содержания.
По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и
переживания ребёнка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к её воспроизведению.
Особое чувство радости вызывает у детей общение во время коллективного пения.
Дошкольникам свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Часто можно
наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с
куклой, убаюкивает её колыбельной песней.
Голос ребёнка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему
пение всё время присутствует в жизни ребёнка: заполняет его досуг, помогает
организовать творческие и сюжетные игры.
Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и
музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого
музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух,
музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие,
формируются высшие психические функции, обогащаются представления об
окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение
– психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как
дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы
голосообразование было правильно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя
комфортно, пел легко и с удовольствием.
В последние годы в нашей стране стало возрождаться хоровое искусство, ведь пение – это
не только польза для здоровья, но и формирование дружеских отношений между детьми.
Замечено, что дети, занимающиеся пением, отличаются положительной
эмоциональностью. Поэтому, прививать любовь к пению необходимо, начиная с
дошкольного возраста.
Отличительные особенности программы:
Особенностью данной программы вокального кружка «Колокольчик» является развитие
музыкальных способностей воспитанников, посредством обучения хоровому пению.
Помимо вокальной методики преподавания в занятия включены оздоровительные
элементы. Данная программа актуальна тем, что имеет развивающую направленность и
формирует восприятие на всех уровнях. В занятия также включены игровые моменты, что
позволяет в игровой форме добиться развития творческих способностей детей.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность заключается в правильно подобранных методах,
формах и средствах образовательной деятельности. Проведение занятий предполагает
использование широкого спектра методических средств.
Педагогические технологии:
 технологии группового обучения;
 технологии дифференцированного обучения;
 технологии развивающего обучения;
Возраст детей:
Возраст детей, участвующих в реализации программы 4 - 6 лет.
Сроки реализации программы: 1 год.
4

1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
- Формирование эстетической культуры дошкольника;
- Формирование чувства прекрасного на основе классического и современного
музыкального материала;
- Развитие эмоционально-выразительного исполнения песен.
Задачи программы:
Образовательная:
- развить умение петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя
диапазон;
- развить музыкальный слух, координацию слуха и голоса;
- развить чистоту интонирования, четкость дикции, правильное певческое дыхание,
артикуляцию;
- совершенствовать вокально-хоровые навыки.
Социально - адаптивная:
- помочь воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и
взаимодействия;
- испытать «ситуацию успеха»;
- научить детей работать в команде, развить чувство коллективизма.
коррекционно-развивающая: развить интеллектуальные, творческие способности
каждого ребенка;
- развивать память, внимание;
- формировать эстетический и художественный вкус.
воспитательная: формировать коммуникативные навыки, взаимопомощь при совместной
деятельности.
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
Принципы: (принцип – основное правило)
 принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в
сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
 принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в
своих силах;
 принцип единства развития и воспитания;
 принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность
обучения;
 принцип общедоступности;
 принцип преемственности;
 принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных
возможностей и способностей каждого ребенка;
 принцип успешности;
 принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе
содержания и методов воспитания и развития.
 принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с
возрастом детей.
 принцип системности.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения дети должны:
Иметь опыт восприятия песен разного характера, проявлять устойчивый интерес к
вокальному искусству.
Петь естественным голосом, протяжно.
5

Уметь правильно передавать мелодию в пределах октавы, чисто интонировать.
Различать звуки по высоте, слышать движение мелодии, поступенное и
скачкообразное.
Точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок.
Уметь контролировать слухом качество пения.
Выработать певческую установку.
Уметь петь без музыкального сопровождения.
Внятно произносить слова, понимать их смысл, правильно пропевать гласные в
словах и правильно произносить окончания слов.
Петь без помощи руководителя.
Проявлять активность в песенном творчестве, петь дружно, не отставая, и не
опережая друг друга.
Диагностика по результатам освоения программы
3 - Высокий уровень – может петь без помощи руководителя, с сопровождением и без
него, чисто интонирует.
2 - Средний уровень – может петь при незначительной помощи руководителя с
сопровождением, небольшие неточности в интонировании.
1 - Низкий уровень – не интонирует и не может петь самостоятельно.
Формы подведения итогов реализации программы:

Формы текущей аттестации:
 выступления на утренниках и мероприятиях, участие в конкурсах, фестивалях.
Формы промежуточной аттестации:
 открытые занятия для родителей, концерты.
Конкурсы: проводятся, как внутри группы, так и между обучающимися группами после
изучения детьми нового репертуара. Это самая массовая форма проверки усвояемости
программы. Конкурсы не только выявляют самых талантливых вокалистов, но и
повышают коммуникативные способности детей.
Порядок и периодичность: 1 раз в квартал
2. Содержательный раздел программы
2.1. Описание образовательной деятельности.
2.1.1 Учебно-тематический план
№

Наименование разделов и тем

1

6
7
8

Знакомство с историей хорового
пения
Знакомство с устройством
голосового аппарата
Знакомство с элементами
дыхательной гимнастики
Стрельниковой
Разучивание распевок
Разучивание распевок,
закрепление дыхательных
упражнений.
Р.н.п. «А мы сеяли, сеяли лён»
Р.н.п. «Белый снег, белёшенький»
Пение в «унисон»

9

сл. В.Жук, муз. В.Богатырёв

2
3

4
5

Количество часов
Теория
Теория
Всего
Практика
1
1

Формы работы
Беседа, обсуждение

1

Беседа, обсуждение

1

1

Разучивание

1
1

1
1

Разучивание
Разучивание

1
1
1

1
1
1

1

1

Разучивание
Разучивание
Объяснение,
исполнение
Разучивание

1

6

10
11
12
13
14
15
16

«Песенка про варенье»
Работа над репертуаром
«Дед мороз»
«Снегурочка»
«Ёлочка»
Работа над репертуаром
А. Пинегин «Зимняя сказка»
Работа над артикуляцией,
звукопроизношением
В.Шаинский «Голубой вагон»
В.Шаинский «Улыбка»
Работа над репертуаром

Исполнение
Разучивание
Разучивание
Разучивание
Исполнение
Разучивание
Исполнение,
объяснение
Разучивание
Разучивание
Исполнение,
объяснение
Разучивание
Исполнение,
объяснение
Беседа, разучивание
1 куплета

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

А.Ермолов «Светит солнышко»
Работа над дыханием,
фразировкой
В.Шаинский «Папа может всё, что
угодно»

1

1

1
1

1
1

В.Шаинский «Папа может всё, что
угодно»
Р.н.п. «А мы Масленицу
дожидаем»
Что такое динамика?
Песня из к/ф «Барбарики» «Что
такое доброта?»

1

1

1
1
1

1
1
1

1

1

Разучивание

1

1

Разучивание

29
30

Продолжение разучивания Песня
из к/ф «Барбарики» «Что такое
доброта?»
Е.Поплянова «Солнечные
зайчики»
А.Ермолов «Алёшка, Наташка»
Работа над репертуаром

1
1

1
1

31

М.Блантер «Катюша»
1

1

32

М.Блантер «Катюша»

33

Работа над репертуаром

1
1

1
1

34

Фестиваль вокального творчества
Всего

1
32

1
34

Разучивание
Исполнение,
объяснение
Разучивание 1 и 2
куплетов
Разучивание 3 и 4
куплетов
Исполнение,
объяснение
Фестиваль-концерт

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

2

Разучивание 2 и 3
куплетов
Беседа, разучивание
Беседа, исполнение
Беседа, разучивание
1 куплета

2.1.2. Содержание программы
Сентябрь
1. Знакомство с историей хорового творчества.
Цель: познакомить с историей хорового творчества; заинтересовать детей пением;
развивать эстетический вкус, желание заниматься творчеством.
2. Знакомство с особенностями голосового аппарата.
7

Цель: познакомить детей с особенностями голосового аппарата, его возможностями;
научить правильно извлекать вокальный звук, формировать гласные.
3. Знакомство с элементами дыхательной гимнастики Стрельниковой
Цель: разучить элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой с целью дальнейшего
их применения и укрепления здоровья воспитанников.
Октябрь
4. Разучивание распевок
Цель: разучить упражнения для распевания с целью подготовки голосового аппарата к
пению
5. Разучивание распевок, закрепление дыхательных упражнений
Цель: продолжить разучивание упражнений для распевания, закрепить дыхательные
упражнения.
6. Р.н.п. «А мы сеяли, сеяли лён»;
Цель: рассказать детям об особенностях русской народной музыки, прослушать
аудиозаписи, разучит новую песню.
7. Р.н.п. «Белый снег, белёшенький»;
Цель: повышать интерес детей к русской народной культуре; вспомнить об особенностях
народной музыки; прослушать песню в аудиоисполнении; разучить, обращая внимание на
артикуляцию, звукообразование, дыхание.
Ноябрь
8. Пение в «унисон»
Цель: объяснить детям, что такое «унисон»; стараться петь слаженно, без крика и
напряжения, слушать товарищей.
9. Сл. В.Жук, муз. В.Богатырёв «Песенка про варенье»
Цель: разучить песню; продолжать работу над слаженностью звучания; работать над
артикуляцией, дыханием; обратить внимание на характер песни.
10. Работа над репертуаром
Цель: закрепить пройденный материал; петь по одному, небольшими группами, вместе;
продолжать работу над формированием вокальных навыков.
11. «Дед Мороз»
Цель: провести беседу о предстоящих новогодних праздниках; создать радостную
атмосферу; разучить пеню, обращая внимание на её характер, ввести понятие
«динамические оттенки».
Декабрь
12. «Снегурочка»
Цель: продолжить разучивание новогодних песен; продолжать работу над формированием
вокальных навыков; дать понятия «мажор» и «минор».
13. «Ёлочка»
Цель: создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего
праздника; разучить песню; закрепит понятия «мажор» и «минор».
14. Работа над репертуаром
Цель: продолжать работу по формированию вокальных навыков; показать концерт для
воспитанников детского сада из новогоднего репертуара, продемонстрировать
полученные за прошедший период навыки и знания.
15. А.Пинегин «Зимняя сказка»
Цель: разучить песню спокойного характера, работать над плавным звуковедением, дать
понятие «легато».
Январь
16. Работа над артикуляцией, звукопроизношением
Цель: акцентировать внимание детей на произношении согласных звуков; работать над
артикуляцией, используя знакомый репертуар; правильно формировать гласные звуки.
17. В.Шаинский «Голубой вагон»
8

Цель: познакомить детей с творчеством детского композитора-песенника В.Шаинского;
просмотреть мультфильм «Приключения Крокодила Гены», разучить песню из
мультипликационного фильма.
18. В.Шаинский «Улыбка»
Цель: продолжить знакомство с творчеством В.Шаинского; разучить песню, провести
беседу о её содержании; прививать детям доброжелательное отношение друг к другу.
19.Работа над репертуаром
Цель: продолжать учить детей петь слаженно; обратить внимание детей на характер песен,
на способы передачи определённых музыкальных настроений с помощью пения; дать
понятие «тембр».
Февраль
20. А.Ермолов «Светит солнышко»
Цель: провести с детьми беседу о дружбе; продолжить развивать у детей
доброжелательное отношение к окружающим; разучить песню.
21. Работа над дыханием, фразировкой
Цель: при работе над знакомыми песнями обратить внимание на правильную фразировку,
следить за певческим дыханием, формированием гласных звуков; учить детей петь «на
зевке».
22. В.Шаинский «Папа может всё, что угодно»
Цель: воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины: дедам, отцам,
братьям; закреплять и совершенствовать вокальные навыки; разучить песню весёлого
характера (1 куплет); продолжать учить с помощью вокала передавать настроение песни.
23. Продолжение разучивания песни В.Шаинского «Папа может всё, что угодно»
Цель: закрепить знание первого куплета песни; разучит второй и третий куплеты; учить
детей чётко произносить текст, при исполнении песен в быстром темпе.
Март
24. Р.н.п. «А мы Масленицу дожидаем»
Цель: познакомить детей с русскими народными традициями встречи Масленицы;
прослушать песни о Масленице в различном исполнении (хоровое и сольное); разучить
песню.
25.Что такое динамика?
Цель: дать детям более широкое представление о понятии «динамика», «динамические
оттенки»; прослушать классическую музыку в исполнении оркестра в аудиозаписи;
побеседовать о влиянии динамики на характер произведений, о выразительных свойствах
динамических оттенков.
26. Песня их м/ф «Барбарики» «Что такое доброта?»
Цель: просмотреть мульфильм «Барбарики» и музыкальный клип на песню «Что такое
доброта?»; провести беседу о доброте; разучить 1 куплет песни; продолжать работу над
формированием певческих навыков.
27. «Продолжение разучивания Песня их м/ф «Барбарики» «Что такое доброта?»
Цель: провести с детьми коммуникативную игру, способствующую развитию
доброжелательных отношений в детском коллективе; продолжить разучивание песни (2 и
3 куплет); продолжать работать над дикцией в песнях быстрого темпа.
Апрель
28. Е.Поплянова «Солнечные зайчики»
Цель: провести беседу о времени года «весна», вспомнить весенние признаки; разучить
песню; обратить внимание детей на мелодические скачки и научить правильно их
исполнять.
29. А.Ермолов «Алёшка, Наташка»;
Цель: продолжать способствовать формированию доброжелательных отношений в
детском коллективе, чувство товарищества; прослушать новую песню, побеседовать о её
9

содержании, характере, средствах музыкальной выразительности; разучить 1 и 2 куплеты;
выбрать солистов.
30. Работа над репертуаром
Цель: продолжить работу над новым песенным материалом, совершенствовать вокальные
навыки.
31. М.Блантер «Катюша»
Цель: провести беседу о Великой Отечественной войне, Победе, просмотреть
презентацию; развивать чувство патриотизма; разучить песню военных лет.
Май
32. М.Блантер «Катюша»
Цель: продолжить разучивание песни «Катюша»; закрепить знания детей о Великой
Отечественной войне.
33.Работа над репертуаром
Цель: подготовить детей к выступлению на Фестивале вокальной музыки; составить
совместно с детьми программу, выбрать песни для исполнения.
34. Фестиваль вокального творчества
Цель: организовать праздник для воспитанников детского сада; развивать артистические
способности детей; укрепить желание в дальнейшем продолжать обучение пению;
продемонстрировать полученные умение через исполнение песен хором и сольно.
2.1.3. Календарный учебный график на 2023 – 2024 год
№

Месяц

Чис
ло

1

сентябрь

13

Время
проведени
я занятий
16.15

Форма
занятия

2

сентябрь

20

16.15

Беседа,
обсуждени
е

1

3

сентябрь

27

16.15

Разучивани
е

1

4

октябрь

4

16.15

1

5

октябрь

11

16.15

Разучивани
е
Разучивани
е

6

октябрь

18

16.15

Разучивани
е

1

7

октябрь

25

16.15

Разучивани
е

1

Беседа,
обсуждени
е

Колво
часов
1

1

Тема
занятия

Место
проведения

Форма
контроля

Знакомство с
историей
хорового
творчества
Знакомство с
особенностям
и голосового
аппарата
Знакомство с
элементами
дыхательной
гимнастики
Стрельниково
й
Разучивание
распевок
Разучивание
распевок,
закрепление
дыхательных
упражнений
Р.н.п. «А мы
сеяли, сеяли
лён»
Р.н.п. «Белый
снег,
белёшенький»

Музыкальный
зал

Беседа,
обсуждени
е

Музыкальный
зал

Беседа,
обсуждени
е

Музыкальный
зал.

Разучивани
е

Музыкальный
зал.
Музыкальный
зал

Разучивани
е
Разучивани
е

Музыкальный
зал.

Разучивани
е

Музыкальный
зал.

Разучивани
е
10

8

ноябрь

1

16.15

Разучивани
е

1

Пение в
«унисон»

Музыкальный
зал.

9

ноябрь

8

16.15

Разучивани
е

1

Музыкальный
зал

10

ноябрь

15

16.15

1

11

ноябрь

22

16.15

1

12

декабрь

6

16.15

1

«Снегурочка»

13

декабрь

13

16.15

1

«Ёлочка»

14

декабрь

20

16.15

1

15

декабрь

27

16.15

Исполнени
е
Разучивани
е
Разучивани
е
Разучивани
е
Исполнени
е
Разучивани
е

сл. В.Жук,
муз.В.Богаты
рёв «Песенка
про варенье»
Работа над
репертуаром
«Дед мороз»

Объяснени
е,исполнен
ие
Разучивани
е

16

январь

10

16.15

Исполнени
е,
объяснение

1

17

январь

17

16.15

Разучивани
е

1

18

январь

24

16.15

19

январь

31

16.15

Разучивани
е.
Исполнени
е,
объяснение

1

Работа над
репертуаром
А.Пинегин
«Зимняя
сказка»
Работа над
артикуляцией,
звукопроизно
шением
В.Шаинский
«Голубой
вагон»
В.Шаинский
«Улыбка»
Работа над
репертуаром

Музыкальный
зал
Музыкальный
зал
Музыкальный
зал
Музыкальный
зал
Музыкальный
зал

Исполнени
е
Разучивани
е
Разучивани
е
Разучивани
е
Исполнени
е
Разучивани
е

20

февраль

7

16.15

Разучивани
е

1

21

февраль

144

16.15

1

22

февраль

21

16.15

Исполнени
е,
объяснение
Беседа,
разучивани
е 1 куплета

23

февраль

28

16.15

Разучивани
е2и3
куплетов

1

24

март

6

16.15

Беседа,

1

1

1

Музыкальный
зал.

Исполнени
е,
объяснение

Музыкальный
зал

Разучивани
е

Музыкальный
зал
Музыкальный
зал

Разучивани
е
Исполнени
е,
объяснение

А.Ермолов
«Светит
солнышко»

Музыкальный
зал

Разучивани
е

Работа над
дыханием,
фразировкой
В.Шаинский
«Папа может
всё, что
угодно»

Музыкальный
зал

Исполнени
е,
объяснение
Беседа,
разучивани
е 1 куплета

В.Шаинский
«Папа может
всё, что
угодно»
Р.н.п. «А мы

Музыкальный
зал

Разучивани
е2и3
куплетов

Музыкальный

Беседа,

Музыкальный
зал

11

разучивани
е
Беседа,
исполнени
е
Беседа,
разучивани
е 1 куплета

25

март

13

16.15

26

март

20

16.15

27

март

27

16.15

Разучивани
е

1

28

апрель

3

16.15

Разучивани
е

1

29

апрель

10

16.15

Разучивани
е

1

30

апрель

17

16.15

1

31

апрель

24

16.15

32

май

8

16.15

33

май

15

16.15

34

май

22

16.15

Исполнени
е,
объяснение
Разучивани
е1и2
куплетов
Разучивани
е3и4
куплетов
Исполнени
е,
объяснение
Фестивальконцерт

1

Масленицу
дожидаем»
Что такое
динамика?

зал
Музыкальный
зал

Песня из м/ф
«Барбарики»
«Что такое
доброта?»
Продолжение
разучивания
Песня из м/ф
«Барбарики»
«Что такое
доброта?»
Е.Поплянова
«Солнечные
зайчики»
А.Ермолов
«Алёшка,
Наташка»
Работа над
репертуаром

Музыкальный
зал

1

М.Блантер
«Катюша»

Музыкальный
зал

1

М.Блантер
«Катюша»

Музыкальный
зал

1

Работа над
репертуаром

1

Фестиваль
вокального
творчества

1

разучивани
е
Беседа,
исполнени
е
Беседа,
разучивани
е 1 куплета

Музыкальный
зал

Разучивани
е

Музыкальный
зал

Разучивани
е

Музыкальный
зал

Разучивани
е

Музыкальный
зал

Исполнени
е,
объяснение
Разучивани
е1и2
куплетов
Разучивани
е3и4
куплетов
Исполнени
е,
объяснение
Фестивальконцерт

Музыкальный
зал

3. Организационный раздел программы
3.1. Описание условий реализации Программы и особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды.
Условия реализации программы:
 создание художественно-развивающей среды;
 разработка занятий по обучению хоровому пению, подбор репертуара.
 Формы реализации программы.
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий,
в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Этапы и основные мероприятия при освоении основ хорового пения
Подготовительный этап. Задачи.

12

Для воспитателей: подобрать репертуар из народных, классических и современных
детских песен, познакомить детей с творчеством детских композиторов, заинтересовать и
побудить к творчеству.
Для детей: усвоить основы хорового пения, элементарные вокальные навыки
Для родителей: познакомиться с программой, заинтересовать ребенка в занятиях
хоровым пением и вокалом, слушать дома детские песни в исполнении хоровых
коллективов и сольных исполнителей.
Основной этап. Задачи.
Для воспитателей: дать детям знания о вокальном творчестве, некоторых средствах
музыкальной выразительности, обучить начальным вокальным навыкам, певческому
дыханию, стимулировать творчество детей, раскрыть и развивать их артистические
способности.
Для детей: освоить начальные вокальные навыки, стремиться к творчеству.
Для родителей: поддерживать интерес детей к пению, разучивать с детьми тексты песен
дома.
Заключительный этап. Задачи
Для воспитателей: организовать мероприятие «Фестиваль вокального творчества»,
проинформировать родителей и участников, приготовить презентационный материал.
Для детей: совместно с педагогом подготовиться к выступлению на Фестивале
вокального творчества, повторить тексты песен вместе с родителями.
Для родителей: повторить тексты песен с детьми, поддержать их во время выступления,
стимулировать творческие стремления детей.
Совместная деятельность воспитателя и детей
Совместная деятельность воспитателя и детей - процесс взаимовоспитания, взаимооткрытия новых творческих возможностей.
 Слушание вокальной музыки.
 Разучивание детских песен.
 Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
Совместная деятельность детей и родителей
Совместная деятельность детей и родителей - процесс взаимообучения творчеству,
взаимопомощи, уважения.
 Разучивание текстов песен, совместное их исполнение.
 Составление описательных рассказов о содержании песен.
 Помощь в организации концертов, поездок на конкурсные мероприятия.
Самостоятельная деятельность детей
 Проговаривание текстов песен.
 Обмен мыслями, знаниями, чувствами и намерениями.
 Анализ музыки.
 Рисование иллюстраций по сюжету песен.
 Выполнение дыхательных упражнений.
 Непосредственное самостоятельное исполнение репертуара совместно, группами
или сольно.
Развитие творческих способностей ребенка в процессе обучения искусству оригами
Исполнительские: выразительность исполнения песен; мимика.
Художественные: передача настроения; передача характера образа; передача своего
отношения к образу.
Для проведения занятий данной программы необходимо помещение, оборудованное
детской мебелью (стульями), с наличием технического оборудования-синтезатора,
магнитофона и рассчитанное минимум на 10 человек.
Место проведения: помещение музыкального зала.
Материально-техническая база:
Техническое оснащение: синтезатор, магнитофон, микрофоны.
13

Учебно-практическое оборудование:
Нотный материал, фонограммы, аудиоматериал.
3.2 Обеспеченность методическими материалами
Печатные пособия: таблицы, схемы, ноты, иллюстрации к песням.
Экранные, музыкальные пособия: аудио записи, слайды, презентации,
мультипликационные фильмы.
№

1

2

3

4
5

6

7

8

Раздел, тема

Формы занятий

Методы

Дидактический
материал

1.Знакомство с
историей
хорового
творчества.
2.Знакомство с
особенностями
голосового
аппарата.
Знакомство с
элементами
дыхательной
гимнастики
Стрельниковой
Разучивание
распевок
Разучивание
распевок,
закрепление
дыхательных
упражнений
Р.н.п. «А мы
сеяли, сеяли
лён»;
Р.н.п. «Белый
снег,
белёшенький»
Пение в
«унисон»

Беседа

Словесный,
наглядный.

Видео

Беседа
Практическое
занятие

Словесные,
наглядные,
практические

Презентация,
иллюстрации

Беседа
Практическое
занятие (мастеркласс)

Словесные,
наглядные,
практические

Презентация,
видео

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Словесные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические

Иллюстрации,
ноты
Презентация,
иллюстрации

Исполнение

Беседа
Практическое
занятие
Беседа
Практическое
занятие
Беседа
Практическое
занятие
Беседа
Практическое
занятие

Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические

Аудиозаписи,
иллюстрации

Исполнение

Аудиозаписи,
иллюстрации

Исполнение

Иллюстрации,
ноты

Исполнение

Иллюстрация,
ноты

Исполнение

Беседа
Практическое
занятие
Беседа
Практическое
занятие
Беседа

Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,

Иллюстрации,
ноты

Исполнение

Иллюстрации,
ноты

Исполнение

Иллюстрации,

Исполнение

сл. В.Жук, муз.
В.Богатырёва
«Песенка про
варенье»
10 Работа над
репертуаром
9

11 «Дед Мороз»
12 «Снегурочка»

Форма
проведения
итогов

Исполнение

14

Практическое
занятие
13 «Ёлочка»
Беседа
Практическое
занятие
14 Работа над
Беседа
Практическое
репертуаром
занятие
15 А.Пинегин
Беседа
«Зимняя сказка» Практическое
занятие

наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические

ноты.

16 Работа над
артикуляцией,
звукопроизноше
нием
17 В.Шаинский
«Голубой
вагон»

Беседа
Практическое
занятие

Иллюстрации,
ноты.

Исполнение

Иллюстрации,
ноты

Концерт

Иллюстрации,
ноты

Исполнение

Словесные,
наглядные,
практические

Иллюстрации,
ноты

Исполнение

Беседа
Практическое
занятие

Словесные,
наглядные,
практические

Исполнение

Беседа
Практическое
занятие
Работа над
Беседа
репертуаром
Практическое
занятие
Беседа
А.Ермолов
Практическое
«Светит
занятие
солнышко»
Беседа
Работа над
Практическое
дыханием,
занятие
фразировкой
Беседа
В.Шаинский
Практическое
«Папа может
всё, что угодно» занятие

Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические

Видео
(мультфильм),
книга
«Приключения
Крокодила Гены»
Иллюстрации,
ноты
Иллюстрации

Исполнение

Иллюстрации

Исполнение

Иллюстрации

Исполнение

Презентация,
иллюстрации

Исполнение

18 В.Шаинский
«Улыбка»
19

20

21

22

23 Продолжение
разучивания
песни
В.Шаинского
«Папа может
всё, что угодно»
24 Р.н.п. «А мы
Масленицу
дожидаем»
25 Что такое
динамика?
26 Песня из к/ф
«Барбарики»
«Что такое

Исполнение

Беседа
Практическое
занятие

Словесные,
наглядные,
практические

Иллюстрации

Исполнение

Беседа
Практическое
занятие
Беседа
Практическое
занятие
Беседа
Практическое
занятие

Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические

Презентация,
иллюстрация

Исполнение

Аудиозаписи,
иллюстрации

Квест

Мультипликацион
ный фильм,
иллюстрации

Исполнение

15

27

28

29

30

доброта?»
«Продолжение
разучивания
Песня из к/ф
«Барбарики»
«Что такое
доброта?»
Е.Поплянова
«Солнечные
зайчики»
А.Ермолов
«Алёшка,
Наташка»
Работа над
репертуаром

31 И.Блантер
«Катюша»
32 И.Блантер
«Катюша»
33 Работа над
репертуаром
34 Фестиваль
вокального
творчества

Беседа
Практическое
занятие

Словесные,
наглядные,
практические

Иллюстрации

Исполнение

Беседа
Практическое
занятие
Беседа
Практическое
занятие
Беседа
Практическое
занятие
Беседа
Практическое
занятие
Беседа
Практическое
занятие
Беседа
Практическое
занятие
Фестиваль

Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические

Иллюстрации

Исполнение

Иллюстрации

Исполнение

Иллюстрации

Исполнение

Презентация,
видеоматериал

Исполнение

Иллюстрации

Исполнение

Иллюстрации,
ноты

Исполнение

Презентация

Выступление
перед
воспитанника
ми и
родителями

3.3. Организация режима работы
Программа «Вокального кружка «Колокольчик» рассчитана на 1 год (средний - старший
возраст). Для успешного освоения программы численность детей должна составлять 8 –
10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине
дня. Продолжительность занятий 20 – 25 минут.
Режим занятий «Вокального кружка «Колокольчик»
Группа
Средняя - старшая группа

В месяц

в год

Кол-во
детей
в группе

4

34

8 – 10

Количество занятий

Формы работы:
 Практические занятия, где с помощью различных средств и методов проходить
изучение основ хорового пения;
 беседы;
 чтение художественной литературы;
 индивидуальная работа;
16







групповая работа;
коллективно-творческая работа;
работа с родителями;
игра;
организация концертов, фестивалей, участие в конкурсах различного уровня.

Методы и приемы.
 Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово,
вопросы: уточняющие, наводящие, проблемные, познавательные.
 Информационно-рецептивный: слушание музыки, просмотр видео- и
презентационных материалов, напоминание, показ, образец, объяснение,
сопровождаемое показом, устные инструкции по исполнению.
 Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное
действие педагога с детьми.
 Исследовательский: самостоятельная работа детей.
Общий план занятий.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется
дополнительный материал: стихи, загадки, анализ содержания песен.
1. Подготовка к занятию: распевание, дыхательная гимнастика
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
 повторение текстов песен, беседа о содержании;
 повторение знаний о правильной певческой посадке, осанке,
певческом дыхании, артикуляции;
3. Введение в новую тему:
 загадки, стихи, раскрывающие тему занятия показ иллюстраций;
 слушание песни в исполнении педагога или аудиозаписи;
4. Практическая часть:
 разучивание мелодии на слог «ля», «лё»;
 разучивание текста с опорой на правильное произношение звуков;
 анализ средств музыкальной выразительности;
 работа над вокальными навыками, постановка дыхания;
 исполнение песни;
 анализ исполнения, выявление проблем и положительных моментов.

17

4. Список литературы.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса.
- М., 1963.
Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000- 33 с.
Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у
детей дошкольного возраста. - М., 1963.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2010.
Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940,
№ 11.
Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных
занятиях. - М.
Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М.
Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. –
64 с.
Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса//
Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель
Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель
Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы
певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.
Интернет ресурсы

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».