ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 23-27 годы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Первомайский детский сад общеразвивающего вида «Березка»
Первомайского района
СОГЛАСОВАНО
Начальник МКУ Управления
образования Администрации
Первомайского района
_______________ А.В.Тимков

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ детский сад
«Березка»
__________________ А.Н.Панова

ПРИНЯТА
на педагогическом совете
протокол № 2 от 16.12.2022г.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
на 2023-2027 г.г.
«Приобщение детей дошкольного возраста
к социокультурным ценностям
через музейную педагогику»

с.Первомайское, 2023
1

Содержание
1. Паспорт программы развития ………………………………………………….

3

2. Раздел первый
Пояснительная записка ……………………………………………………….

5

Информационно-аналитическая справка ………………………………

7

Проблемно-аналитическое обоснование Программы развития ДОУ ……..

10

Реализация образовательных программ …………………………………….

12

Воспитанники и медико-социальные условия их пребывания в ДОУ……..

13

Взаимодействие с родителями (законными представителями)…………….

14

Управление ДО…………………………………………………………………

15

3. Раздел второй
Концепция и стратегия развития ДОУ ………………………………….

16

4. Раздел третий
Мероприятия программы ………………………………………………………

18

Этапы реализации……………………………………………………………….

19

План мероприятий………………………………………………………………

20

5. Раздел четвертый
Финансовое обеспечение Программы…………………………………………

21

6. Раздел пятый
Механизм реализации Программы ……………………………………………

21

7. Раздел шестой
Прогнозируемые результаты ………………………………………………….

21

Заключение …………………………………………………………….………

21

2

Паспорт программы развития
Полное
наименование
программы
Основание для
разработки
программы

Период и этапы
реализации
программы

Цель программы

Основные задачи
и мероприятия
программы

Ожидаемые

Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Первомайского детского сада общеразвивающего
вида «Берёзка» Первомайского района
1.
Анализ деятельности МБДОУ «Берёзка» за период 2018-2022 гг.
2.
Федеральный закон от 21.12.2012г. № 273-ФЭ «Об образовании в
Российской Федерации», ст.28.
3.
Приказ Министерства образования и науки от 14.10.2013г. № 1155
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
- Программа будет реализована в 2023-2027 годы в три этапа.
1-ый этап – организационно - подготовительный (2023год)
~ создание условий для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;
2-ой этап - практический (2023-2026 год)
~ реализация мероприятий, направленных на практическое достижение цели и решение поставленных задач.
3-ий этап - итоговый (2027);
~ анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития.
Создание условий для воспитания у дошкольников социокультурных ценностей (духовно-нравственных, патриотических чувств), средствами музейной педагогики и экологического воспитания.
 Создание условий для повышения профессионализма педагогов в вопросах музейной педагогики.
 Разработка пакета методических материалов, систему планирования
познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.
 Разработка методических рекомендаций по использованию в образовательном процессе музейной педагогики в дошкольной образовательной
организации.
 Обобщение и распространение опыта инновационной деятельности с
применением технологий музейнойпедагогики.
 Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
 Воспитание у дошкольников уважительного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, селу, Родине, к природе родного края; к культурному наследию своего народа;
 Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям;
 Воспитание уважительного отношения к человеку-труженику, результатам своего труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
 Формировать экологическую культуру; вырабатывать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей.
 Развитие заинтересованности родителей в создании мини-музеев,
привлечь к совместным мероприятиям
 Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Дальнейшее развитие МБДОУ:
3

результаты
реализации
программы

Пути реализации
программы

Разработчики
программы
Руководитель
программы
Официальный
сайт в сети Интернет
Утверждение
программы
Система
организации
контроля
реализации
программы
Финансирование
программы

 Созданы условия для повышения профессионализма педагогов в вопросах музейной педагогики.
 Увеличено количество образовательных, методических событий в
МБДОУ с родителями, педагогических инициатив.
 Повышено
качество образовательных, методических событий,
педагогических инициатив.
 Сформирована потребность в профессиональном росте педагогов в
условиях реализации ФГОС;
 Дети активные создатели мини-музеев;
 Знают и любят природу родных мест, флору и фауну (необходимо
научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
 Сформированы инициативные группы родителей по реализации музейной педагогики в МБДОУ.
 Родители, наравне с детьми и воспитателями активные создатели минимузеев;
 Активные участники мероприятий, проводимых в зонах мини-музеев
~ Создание условий
~ Повышение профессионализма педагогов в вопросах музейной педагогики
~ Обновление содержания, форм и методов воспитательной работы
~ Просвещение родителей
Муниципальное бюджетное дошкольного образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» Первомайского района
Рабочая группа педагогов и родительская общественность
Заведующая МБДОУ «Берёзка» Панова Алла Николаевна

https://pervomayskoe.tvoysadik.ru/
Приказ от 23.01.2023 г. № 1 - о
- контроль за ходом реализации Программы осуществляется администра-

цией МБДОУ «Берёзка»:
- периодическое информирование родителей воспитанников о ходе реализации Программы (посредством сайта, родительских собраний, отчетных мероприятий, групп в социальных сетях и т.д.)
Осуществляется в пределах текущего финансирования (далее ВПТФ)

4

Раздел 1.
Пояснительная записка
Образование важнейший институт гражданского общества и российского государства, максимально охватывающий интересы, потребности и права детей, родителей и законных представителей,
педагогов и руководителей — участников образовательных отношений.
Система образования выступает основой обеспечения гражданского единства и патриотического воспитания подрастающего поколения, консолидации педагогического, родительского, профессионального и научного сообществ, всех уровней государственной власти.
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание подрастающего воспитания – актуальная
проблема современной педагогики. В проекте «Национальная доктрина образования в «Российской
Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать воспитание патриотов
России, граждан правового демократического социального государства, уважающих права и свободы
личности».
Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента РФ
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года»: «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных
традиций»
Данная позиция отражена и в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования, где патриотическое воспитание связано с приобщением детей к своей малой родине, традициям
своего края, города, семьи. Программа воспитания представляет педагогическую модель организации
воспитательной работы, направленной на приобщение детей к ценностям российского общества.
Острая потребность в формировании ценностных ориентаций нравственного содержания в современном образовательном процессе определяет актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям.
В современных исследованиях музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.
Популярность технологии музейной педагогики, на наш взгляд, объясняется тем, что в музее
совпадают цели музейной педагогики и обще интеллектуального, социально-нравственного и общекультурного воспитания детей дошкольного возраста, формирования духовно развитой личности,
возрождение, изучение и развитие культуры путем погружения ребенка в традиционную культуру, а
также сравнения с искусством и культурой других народов. Кроме того, средства и методы музейной
педагогики помогают включить культурное наследие в систему образования и воспитания, преодолеть
разрыв между образованием и культурой, интеллектуальным и нравственным содержанием личности.
Особенности детского музея:


Музей адресован детям и должен быть интересен им.



Детский музей строится на основе чувственных восприятий, и его экспозиции должны

быть эмоционально привлекательными для детей.
5



Дети не пассивные зрители, а активные участники или соучастники какого-то музейного

действа.


Экспозиции музея должны быть интерактивными, чтобы дети имели возможность срав-

нивать, рассматривать, исследовать экспонаты.


Музей – синтез всех видов детской деятельности, дающий простор для творческой ини-

циативы.


Главный метод работы в детском музее – игровые приемы, «музейные игры», которые

насыщают детскую фантазию образами исторической эпохи; игры-драматизации, углубляющие их
эмоциональные переживания, народные игры, дидактические игры и др.
Использование средств музейной педагогики активизирует педагогический процесс и повышает
интерес детей к народной культуре, истории, традициям, художественному наследию.
В основе Программы заложены следующие основные принципы, разработанные на о снове Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с уч етом Конвенции ООН о правах ребенка:

1)

поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности дет-

ства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; знач имого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки
к следующему периоду;

2)

личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родит елей

(законных представителей), педагогических и иных работников образовате льной организации
и детей;

3)

уважение личности ребенка.

Программа развития МБДОУ «Берёзка» на 2023 - 2027г.г. опирается на положения современной Концепции дошкольного воспитания, концепции развивающего взаимодействия детей и
взрослых и интегрирует в себе идею развития детского творческого потенциала как необход имой базы для процесса личностного саморазвития.
Перспективность работы заключается в следующем. Ее можно разделить на три блока:

1 блок - работа с родителями, задачи которого являются повышение информационной культуры, повышение уровня знаний через привлечение к совместным мероприятиям.

2 блок - работа с детьми, задачами которого являются - повышение познавательной активности детей через воспитание уважительного отношения в родному дому, семье, сел у, Родине.

3 блок - работа с социальным окружением - наладить связь с организациями села по вопросам музейной педагогики – ДОО Асиновского и Первомайского районов, краеведческим музеем, библиотекой.

6

1. Информационно-аналитическая справка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Первомайский детский сад общеразвивающего вида «Березка» Первомайского района Учредитель: муниципал ьное образование Первомайский район Статус (организационно -правовая форма): бюджетное
учреждение.
Заведующая: Панова Алла Николаевна
Наш адрес:636930 Томская область, с.Первомайское, ул. Рабочая, 19
Телефон: 8(38 245) 2 21 94
Адрес электронной почты: detsad-berezka2018@yandex.ru
Сайт детского caдa: https://pervomayskoe.tvoysadik.ru/
Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг (выполнение работ) по ре ализации предусмотренных федеральными законами, зако нами Томской области, нормативными
правовыми актами РФ и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправл ения полномочий Первомайского района в сфере образования.
Цель деятельности Учреждения - осуществление образовательной деятельности по образ овательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Учреждение
осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3, Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства обр азования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014, Санитарно эпидемиологическими правилами и
нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, Уставом Учреждения.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности: серия 70 II01№ 0002068 от
10.02.2012г.
Вид права: оперативное управление.
Образовательная деятельность в ДОУ строится в соответствии с основной образовательной
программой ДОУ, которая поддерживается подборкой необходимых методических материалов,
средств обучения и воспитания. Воспитатели постоянно повышают свою квалификацию: работают по
темам самообразования, изучают методическую литературу, новинки педагогики, проходят курсы повышения квалификации, участвуют в районных методических объединениях, конкурсах профессионального мастерства и т.д.
В дошкольном учреждении создана благоприятная развивающая предметно-пространственная
среда, которая позволяет в полном объеме реализовать воспитательно-образовательные задачи. Каждая
групповая комната имеет индивидуальный интерьер, специально подобранный игровой и учебный материал. Особенностью развивающей среды детского сада можно считать информационность, эстетичность. Развивающая предметно-пространственная среда, созданная в ДОУ, учитывает особенности
каждого возрастного этапа дошкольников, охраны и укрепления их здоровья.
Отношения между Учреждением и управлением образования администрации Первома йского района определяются действующим законодательством РФ, нормативно -правовыми документами органов государственной власти, Уставом.
Основными видами деятельности Учреждения являются:
1)
реализация основной образовательной программы дошкольного образования;
2)
присмотр и уход за детьми.
Порядок комплектования Учреждения детьми определяется Учредителем в соответствии с де йствующим законодательством Российской Федерации.
Режим работы детского сада:
5-дневная рабочая неделя
с выходными днями (суббота, воскресенье); продолжительность
работы 10 часов - с 7.30 до 17.30 часов.
Детский сад посещает 101 воспитанник в возрасте от 1,5 до 7 лет.
Количество разновозрастных групп общеразвивающей направленности – 4
7

№ п/п

Группа

Возраст

Количество детей
1
Группа раннего возраста
1,5 – 3 года
24
2
Вторая младшая группа
3 – 4 года
29
3
Средняя-старшая группа
4 – 5 лет
24
4
Старшая - подготовительная группа
5 – 7 лет
24
5
Общее количество воспитанников
101
Наполняемость групп соответствует нормативам лицензии, требованиям СанПиН. Количество
детей в группах определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) – для групп раннего
возраста не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах общеразвивающей
направленности не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка. Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом, а количество групп от санитарных норм и условий образовательного процесса.
Контингент детей в основном постоянный, детский сад укомплектован детьми полн остью.
Важным условием высокой результативности учебно-воспитательного процесса является кадровое обеспечение.
Педагогический коллектив состоит из:
Заведующая ДОУ – 1;
Старший воспитатель – 1;
Воспитатели - 6;
Музыкальный руководитель – 1;
Учитель-логопед – 1;
Обеспеченность педагогическими кадрами составляет 100%.
Образовательный уровень педагогов:
Общее количество педагогов

Высшее
образование

Среднее - специальное
образование

Обучение в вузе

9
100%

6
50%

3
40%

1
10%

до 5 лет
1
10%

10 - 15 лет
2
20%

без категории
1
10%

Стаж работы
15 – 20 лет
1
10%
Квалификация
первая
5
50%

более 20 лет
6
60%

высшая
4
40%

Все педагоги систематически повышают свой профессиональный уровень, участвуют в работе педагогических советов, а также - районных методических объединений
Прослеживается тенденция увеличения процента педагогов аттестованных на первую квалификационную категорию, что подтверждает системность и планомерность методической работы с кадрами и
работы педагогов по самообразованию.
ДОУ укомплектовано педагогическими кадрами, имеющими достаточный образовательный уровень.
Курсовую подготовку в течение 3 лет прошли 100% педагогов. Повышение квалификации педагогических и руководящих кадров – одно из важнейших направлений совершенствования в трудовой деятельности. Педагоги и руководители ДОУ постоянно повышают свой профессиональный уровень. По
всем показателям наблюдается положительная динамика участия педагогов в мероприятиях разного
уровня.
8

Опыт педагогической деятельности распространялся на муниципальных мероприятиях по обмену
опытом с коллегами: Результатом работы в этом направлении является участие педагогического коллектива в научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях, выставках.
Особенности организации воспитательного процесса и содержания образования в ДОУ определили
приоритетные направления деятельности. Обучение детей ведется в форме комплексных, интегрированных занятий, в процессе нерегламентированной деятельности в игровой форме на основе заинтересованности детей, учета их эмоциональности, индивидуальных особенностей, используя принцип развивающего обучения.
Учебный план утвержден руководителем учреждения, педагогическим коллективом ДОУ, построен
с учетом требований СанПиН.
Положительная динамика в развитии воспитанников ДОУ обеспечивается за счёт использования
педагогами эффективных образовательных технологий, учёта индивидуальных и возрастных особенностей детей.
В работе ДОУ руководствуется нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровня, а также документационным обеспечением ДОУ:
~ устав;
~ правила внутреннего трудового распорядка,
~ трудовое соглашение;
~ договор с учредителем;
~ свидетельство о регистрации;
~ должностные инструкции;
~ штатное расписание
~ книга приказов;
~ локальные акты.
Методическая служба нашего ДОУ направлена на всестороннее повышение квалификации и
профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала
педагогического коллектива дошкольного учреждения в целом, а в конечном счете – на совершенствование воспитательно- образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников. Главной задачей методической работы нашего образовательного учреждения является оказание помощи педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний,
навыков и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. Педагогические советы организуются и проводятся в разных формах: деловая игра, конференция, круглый стол,
дискуссия, диспут. В течение учебного года в соответствии с годовым планом работы проводятся: психологические тренинги, консультации, презентации (наглядный вариант лекционного и практического
материала), деловые игры, мастер-классы. Работа творческих групп планируется согласно Программе
развития ДОУ и современных требований к организации развивающей предметно-пространственной
среды ДОУ.
Вывод: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской
Федерации. Контингент воспитанников социально благополучный.

9

Проблемно-аналитическое обоснование Программы развития ДОУ
Материально-технические
условия
в
детском
саду
соответствуют
санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам.
Детский сад находится на территории села Первомайского.
Детский сад находится в отдельно стоящем двухэтажном здании.
Здание оборудовано системами водоснабжения, канализацией. Отопление и вентиляция здания образовательного учреждения оборудованы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами
и нормативами.
Также материально-технические условия, созданные в учреждении, соответствуют правилам пожарной безопасности - дошкольное учреждение оборудовано системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией. В детском саду имеются средства тревожной сигнализации.
Структурными компонентами детского сада являются: 4 группы; медицинский кабинет;
пищеблок; прачечная, кабинет заведующей ДОУ, методический кабинет; кабинет бухгалтера;
В каждой группе имеется:

Приёмная - предназначена для приема детей и хранения верхней одежды. Приемные оборудованы шкафами для верхней одежды детей. Также в приемной расположены информационные уголки для родителей, выполненные в едином стиле, куда помещается информационный материал для родителей, консультации, рекомендации специалистов.
 Групповая - предназначена для проведения игр, занятий и приема пищи. В групповых установлены столы и стулья по числу детей в группах. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей. Каждая групповая оснащена мебелью для размещения игрового развивающего материала и
для организации различных видов деятельности детей. Игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям.
 Спальня – предназначена для организации дневного сна. В спальнях расставлены кровати.
Дети обеспечены индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами
личной гигиены. Туалетная с умывальной разделена – в умывальной установлены раковины с подведением горячей и холодной воды для детей, рядом с умывальниками установлены шкафчики для индивидуальных полотенец. В умывальной установлен душевой поддон.
 Методический кабинет – обеспечен программно-методической сопровождением, библиотекой методической литературы, действующей документацией, методические наработки педагогов,
компьютером, принтером, сканером.
 Медицинский кабинет, процедурная, туалетная комната. Кабинет оснащен необходимым
оборудованием.
 Пищеблок детского сада представляет собой набор производственных и складских помещений, оборудован необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием.
 Прачечная включает в себя помещения для стирки и глажения белья. Технически обеспечена.
Предметно-развивающая среда детского сада обеспечивает все условия для организации всех
видов детской деятельности, организована с учетом интересов детей и отвечает их возрастным особенностям. В группах оборудованы различные центры активности для развития детей: центр искусств, центр игр и игрушек, центр литературы, центр науки и природы, центр строительства, центр дидактических и настольных игр, уголки уединения. Все центры оснащены в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей группы. В каждой группе имеется необходимый, разнообразный игровой материал, накоплено и систематизировано методическое обеспечение реализуемой
образовательной программы. В группах имеется дидактический материал, изготовленный сотрудниками и родителями для развития сенсорных эталонов, мелкой моторики рук, сюжетно-ролевых игр и
т.д. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детского сада включают оптимальные
условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Данные компоненты обеспечивают возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам.
Территория детского сада включает:
10

4 прогулочных участка для детей. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой прогулочной площадки установлены крытые веранды. Прогулочные площадки оборудованы
малыми игровыми формами в соответствии с возрастом: песочницами, горками, лесенками, домиками, и др.
Детский сад имеет выход в интернет, электронную почту, собственный сайт в сети Интернет.
За период 2018-2023 г.г. в ДОУ обновлена материально-техническая база:
 оснащена дидактическим материалом, игрушками, хозяйственным инвентарём, мягким инвентарём, посудой, мебелью, информационными стендами для родителей.
Для ведения образовательного процесса с детьми
 систематически приобретаются канцелярские товары, методическая литература, игровой
материал.
 систематически обновляется спортинвентарь;
 приобретаются медикаменты;
 обновлены стенды;
 ежегодно приобретается песок в песочницы;
 ежегодно приобретается и выращивается цветочная рассада для оформления клумб. вазонов
цветами;
 имеется хоз. инвентарь – лопаты, грабли, шланги, мешки, перчатки для хозяйственных и садовых работ на участках ДОУ;
 приобретены электроинструменты;
С целью повышения энергоэффективности
 проведены электроизмерительные работы в помещениях, установлено электрооборудование в
пищеблоке и прачечной;
 проводится ежемесячно техническое обслуживание и ремонт электроосвещения и электроустановок;
Для обеспечения требований пожарной безопасности
 ежегодно проводится испытание пожарных кранов;
 ежемесячно проводится техническое обслуживание, предупредительный ремонт автоматических системы противопожарной защиты и оборудования передачи сигнала о пожаре на пульт ПЧ ФПС
по РД;
С целью безопасности
 установлено видеонаблюдение;
 проведена установки системы тревожной сигнализации, проводится ежемесячно обслуживание тревожной кнопки;
 безопасность дошкольного учреждения обеспечена в дневные и в ночные часы - дежурством сторожей.

11

Реализация образовательных программ
На сегодняшний
день в дошкольном учреждении созданы условия для реализации основной образовательной программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО).
Для нормативно-правового обеспечения реализации ООП ДО имеется документация, соответствующая требованиям действующего законодательства, иных нормативно-правовых актов (Устав, локальные акты, лицензия на право осуществления образовательной деятельности, документы, обеспечивающие процесс управления реализацией ООП ДО и др.).
Основная образовательная программа, разработанная на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
Объем обязательной части ООП ДО и части, формируемой участниками образовательного
процесса, соответствует требованиям к объему и содержанию.
Педагоги используют основные модели построения образовательного процесса: совместная
деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей.
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
В процессе психолого-педагогической деятельности воспитатели и специалисты ДОУ используют традиционные и инновационные формы работы с детьми
Предметно-развивающая среда групп приведена в соответствие с ФГОС ДО и обеспечивает ее реализацию
В групповых комнатах созданы центры активности и инициативы игровой деятельности.
Методический кабинет оснащен необходимыми наглядными пособиями и учебными материалами
в соответствии с ФГОС ДО. Все образовательные области обеспечены методическими разработками.
Педагоги дошкольного учреждения владеют теоретическими знаниями и новыми практическими
методами работы по реализации ФГОС.
В дошкольном учреждении созданы условия для информированности родителей об особенностях
построения образовательной деятельности и предметно- развивающей среды с учетом образовательных
областей.

12

Воспитанники и медико-социальные условия их пребывания в ДОУ
Общее санитарно-гигиеническое состояние детского сада (питьевой, световой, тепловой и воздушный режимы)соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 и обеспечивает охрану здоровья
детей и работников.
В ДОУ осуществляется контроль за санитарно-гигиеническим режимом за организацией питания,
за организацией физического воспитания и закаливающими мероприятиями, осуществляются противоэпидемические мероприятия. Соблюдаются правила по охране труда, и обеспечивается безопасность
жизнедеятельности воспитанников и сотрудников.
В ДОУ созданы необходимые условия для охраны и укрепления здоровья детей. Для осмотра детей имеется медицинский кабинет и медицинское оборудование для проведения профилактических
осмотров.
В ДОУ обеспечен оптимальный двигательный режим по каждой возрастной группе:

- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия в спортивном зале и на воздухе;
- прогулки с включением игровых упражнений, подвижных и хороводных игр;
- музыкально-ритмические занятия;
- физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика;
- физкультурные досуги, праздники.
Осуществляется организационно - педагогическое направление: пропаганда ЗОЖ.
Ежемесячно проводится анализ заболеваемости и посещаемости. Следует отметить, что количество заболеваний в ДОУ имеет тенденцию к снижению.

-

занятия по формированию представлений о своем теле, отдельных системах и их возможно-

стях;

- досуги, занятия, игры, художественная литература, видеофильмы, направленные на формирование у детей ценности здорового образа жизни;
- формирование представление о многообразии физкультурных и спортивных упражнений, их
практической значимости.
В ДОУ регулярно анализируется диагностика физической подготовленности детей, данные доводятся до сведения родителей, а также в процессе индивидуального общения проводится анкетирование
родителей для выяснения особенностей двигательной активности детей в домашних условиях.
В ДОУ осуществляется привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и
культуры здоровья.
Организация питания. В ДОУ обеспечивает качественное сбалансированное 3- разовое питание
детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в по нормам и требованиям СанПиН
2.4.1.3049-13.
Меню на каждый день составляется ДОУ в соответствии с примерным десятидневным меню,
разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей.
Контроль за качеством питания, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом готовых блюд, вкусовыми качествами пищи, за санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на медицинский персонал. На пищеблоке в достаточном количестве набор оборудования, инвентаря и посуды.
Ежедневно поварами оставляются пробы всех приготовленных блюд для проверки качества.
Обеспечение безопасности. Обеспечение условий безопасности в учреждении выполняется локальными нормативно-правовыми. Для обеспечения безопасности детей:





здание учреждения оборудовано: тревожной кнопкой;
освещением по периметру здания в вечернее и ночное время;
видео наблюдением;
территория по всему периметру ограждена металлическим забором.
13

Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Признание приоритета семейного воспитания потребовала иных воспитательных отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются взаимодействием и сотрудничеством.
Педагогический коллектив пытается определить точки взаимодействия, формы работы с родителями (законными представителями), с целью повышения педагогической культуры родителей.
В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль в ДОУ играет родительский комитет. Цель родительского всеобуча является содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей, выработка единого взгляда
семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания оптимальных условий
для развития личности ребенка.
В рамках родительского всеобуча педагоги используют традиционные формы работы:
 родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении;
 знакомство родителей с задачами и итогами работы детского сада;
 родительские беседы и дискуссии, посвященные обмену опытом семейного воспитания; и новые
формы: собрание-диспут, семейная гостиная, встреча за «круглым столом», вечер вопросов и ответов,
тренинг для родителей и другие.
В рамках родительского просвещения в ДОУ организованы родительские собрания
(общие и групповые):
Традиционными стали: Досуги; Утренники; Физкультурное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья»; «Город мастеров» - мастерская по ручному труду и рукоделию
Широкое распространение в ДОУ приобрела такая форма сотрудничества с родителями как “Родители реализуют ФГОС”. Педагогический коллектив отошёл от привычной формы его проведения, т.е.
не просто демонстрировать родителям педагогический процесс, но и вовлекать их в него, дать возможность родителям стать активными участниками в жизни детей при посещении ДОУ и группы.
Повышению продуктивности взаимодействия с родителями, объединению усилий родителей и
детей способствует проведение творческих конкурсов по ручному труду и рукоделию, по изобразительной деятельности. Традиционными стали конкурсы:
 поделок детского и семейного творчества из природных материалов «Осенняя
фантазия»;
 поделок новогодних игрушек «Мастерская Деда Мороза»;
 новогодних поделок «Зимние фантазии».
В планировании содержания работы с родителями важную роль играет приоритетное направление
работы ДОУ. В нашем детском саду большое внимание уделяется гражданско-патриотическому и этнокультурному воспитанию детей. В процессе работы решаются задачи, связанные сформированием у
детей знаний родной культуры и воспитанием у них гордости за свою культурную принадлежность,
возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в процесс приобщения детей к
патриотическому воспитанию детей.
С целью довести до родителей информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности, с целью размещения на родительского стенде практического материала, информации о том, чем занимается ребёнок в детском саду, рекомендаций, советов, заданий, а
так же размещение нормативных документов, объявлений, реклам, папок -передвижек и др., педагоги
детского сада используют яркие, привлекательные родительские уголки.
В ДОУ проводился ежегодный социологический опрос родителей о степени их удовлетворённости
услугами ДОУ:
Ежегодно в анкетировании принимает участие 60-65% родителей от возможного числа респондентов. Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие и сотрудничество и
остаются не равнодушным к жизнедеятельности учреждения.
В целом можно отметить, что процент удовлетворенности деятельностью ДОУ составляет 85%
опрошенных родителей, что позволяет сделать следующий вывод: созданная система работы ДОУ позволяет максимально удовлетворять потребность и запросы родителей.
14

Управление ДОУ
Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управление МБДОУ д/с «Березка» осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и
коллегиальности.
Заведующая ДОУ осуществляет руководство деятельностью МБДОУ д/с «Березка» .
Формами управления в ДОУ являются:
Общее собрание трудового коллектива – орган управления, объединяющий всех работников дошкольного учреждения. Собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Общее собрание трудового коллектива содействует расширению коллегиальных, демократических форм управления.
Педагогический совет ДОУ - является постоянно действующим органом управления дошкольного
образовательного учреждения для рассмотрения основных вопросов организации и осуществления образовательного процесса.
Родительский комитет ДОУ - коллегиальный орган, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения.
Социальные партнеры - содействуют обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса: оказывают содействие в подготовке и организации обще садовских и вне садовских мероприятий.
Действующая организационно-управленческая структура ДОУ позволяет оптимизировать управление, включить в пространство управленческой деятельности значительное число педагогов, общественности и родителей (законных представителей).
Управления ДОУ действуют в режиме развития. Приоритеты развития управления ДОУ:
 Совершенствование взаимодействия всех участников образовательного процесса;
 Совершенствование системы стратегического планирования развитием ДОУ;
 Повышение эффективности системы дошкольного образования за счёт совершенствования программно-проектировочной деятельности педагогов детей и родителей (законных представителей);
 Информационно-методическое обеспечение образовательной деятельности:
 Упорядочивание нормативной базы в соответствии с новыми нормативно – правовыми
документами;
 Объективная оценка условий и качества реализации ООП ДОУ
 Обеспечение условий для непрерывного образования и повышения профессиональной
квалификации педагогов.
Вывод: Эффективность управления в МБДОУ д/с «Березка» обеспечивает оптимальное сочетание традиционных и современных тенденций.

15

Раздел 2.
Концепция и стратегия развития ДОУ.
Цель и задачи Программы развития и общая стратегия их реализации
Концептуальная основа музейно – воспитательной среды ДОО базируется на системном,
культурологическом и этнопедагогическом подходах к дошкольному образованию. Музейная технология выступает как способ организации воспитательной среды и деятельности педагогов детей и
родителей.
Реализация технологии музейной педагогики позволяет создавать условия для приобщения
детей к социокультурным ценностям, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию детей и
повышению профессионального мастерства педагогов.
Педагогический коллектив детского сада «Берёзка» создал детский музей «Русская изба»,
ставший этнокультурным, художественно-эстетическим и досуговым центром учреждения, в воспитательно-образовательном пространстве которого сочетаются игра и мастерская, занятия, досуги и экскурсии. Средства музейной педагогики помогают расширять кругозор детей, развивать их познавательные, исследовательские способности; воспитывать у малышей чувства патриотизма, толерантности, уважение и интерес к истории, традициям своего народа, к ценностям культурно-художественного
наследия.
Сегодня музей «Русская изба» является комплексным, две экспозиции раскрывают его содержание: этнографическая экспозиция «Русская изба», историко-патриотическая экспозиция «Помним.
Гордимся. Чтим.»
В прошлом учебном году тема мини-музеев в группах детского сада была посвящена природе
родного края. Это мини-музеи: «Дикие животные родного края», «Дары леса», «Богатство реки «Чулым», «Птицы родного края», «Заповедные места родного края – заказник «Октябрьский»»
Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию. Почти 90% объема содержания
детского музея занимает игровой фонд, имеющий всевозможные стилизованные атрибуты прошлых
времен, предметы, костюмы, которые дети могут примерить, использовать в игре, пробуя себя в той
или иной роли.
Использование средств музейной педагогики активизирует педагогический процесс и повышает интерес детей к народной культуре, истории, традициям, художественному наследию.

Цель:
Создать условия для воспитания у дошкольников социокультурных ценностей (духовно-нравственных, патриотических чувств), средствами музейной педагогики и экологического воспитания

Задачи:


Создать условия для повышения профессионализма педагогов в вопросах му-

зейной педагогики.
16



Обобщать и распространять опыт инновационной деятельности сприменением

технологий музейной педагогики.



Обогатить предметно-развивающую среду МБДОУ.



Воспитывать у дошкольников уважительное отношение и чувство сопричастно-

сти к родному дому, семье, детскому саду, селу, Родине, к природе родного края;· к культурному наследию своего народа;


Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных

особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям;


Формировать экологическую культуру; вырабатывать познавательные, практи-

ческие и творческие умения экологического характера у детей.


Воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику, результатам свое-

го труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.



Заинтересовать родителей в создании мини-музеев, привлечь к совместным

мероприятиям, повысить родительскую компетентность по представленной проблеме.

17

Раздел 3.
Мероприятия программы
Пути реализации программы
~ Создание условий
~ Повышение профессионализма педагогов в вопросах музейной педагогики
~ Обновление содержания, форм и методов воспитательной работы
~ Просвещение родителей

Этапы работы
~

Первый этап: формирование у детей первичных представлений о ценностях российского об-

щества.
~

Второй этап: создание условий для формирования у детей ценностного отношения к окружа-

ющему миру (природному и социальному), родной стране, родному языку, истории и культуре своего
народа.
~

Третий этап: становление и расширение личного опыта каждого ребенка в действиях и по-

ступках, основанных на мотивированном принятии ценностей.

Содержание работы
~

«Читаем вместе»

~

«Смотрим вместе»

~

«Рассуждаем вместе»

~

«Играем вместе»

~

«Трудимся вместе»

~

«Мастерим вместе»

Формы взаимодействия
~

«Педагог — дети»

~

«Педагог — родители»

~

«Родители — ребенок»

18

Этапы реализации программы
~ Организационно подготовительный (2023 год)


Методическая работа с педагогами, подбор методической литературы, разработка

и изучение нормативной базы


Информирование родителей



Организация мини-музеев в группах

~ Практический (2024-2026 годы)


Методическая работа с педагогами, заключение договоров, методические ко н-

сультации, педсоветы, мастер-классы, семинары, конкурсы, конференции


Проведение родительских собраний



Оснащение мини-музеев в группах, сбор материалов, оформление выставок



Посещение краеведческого музея, библиотеки совместно с родителями



Встречи с интересными людьми, участи в акциях, конкурсах



Проведение различных форм образовательной деятельности в музее и мини -

музеях в группах


Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей в пространстве мини-музея

~ Итоговый (2027 год)


Анализ и оценка выполнения программы, достигнутых результатов (успехов и



Подведение итогов по созданию мини-музеев



Выявление результатов деятельности педагогов



Мониторинг уровня развития дошкольников



Анализ проделанной работы, обобщение опыта работы, планирование дальне й-

неудач)

шей работы


Экскурсионно-массовая работа



Доработка программы по музейной педагогике и внедрение (использование) в о б-

разовательном процессе

19

План мероприятий

Сентябрь

Октябрь

«Что может быть семьи дороже»
(первичные представления о себе, семье, семейных ценностях)
«Чудеса с обычной грядки» выставка совместного творчества
«Моя малая Родина – село Первомайское»
(представления о своей стране, о малой Родине)
«Эколята – помощники природы» развлечение

Ноябрь

«Мы живём в России» Государственные символы России (официальные и неофициальные) (представление о
своей стране, её символах)
Экологическая акция «Птичья столовая»

Декабрь

«Русские народные праздники» (уважительное отношение к традициям государства, народным праздникам, к
культурному наследию своего народа)
«Как звери ёлку наряжали» кукольный театр

Январь

Февраль

«Как жили наши предки» (уважительное отношение к
традициям государства, к культурному наследию своего
народа)
«Защитники земли русской» (уважительное отношение к
защитникам Отечества, стремление поступать хорошо,
проявлять уважение к старшим и заботу о младших)
«Покормите птиц» - экологическая акция

Март

«Человек славен трудом» (уважительное отношение к
человеку-труженику, результатам своего труда)
«День Земли» - музыкально-экологическое развлечение

Апрель

«Природа родного края» (представления о своей стране,
о географическом и природном разнообразии)
«Огород на окне» - смотр-конкурс

Май

«Мир на земле, мир на всей планете» (представления о
многонациональности, важнейших исторических событиях)
«Чистая планета» - экологические субботники

20

Раздел 4.
Финансовое обеспечение Программы
Финансовое обеспечение Программы предусматривается в рамках финансирования из
областного и местного бюджета и привлечения внебюджетных средств.
Контроль за использованием средств на реализацию программы осуществляется в соо тветствии с законодательством Российской Федерации.
Реализация Программы будет осуществляться с 2023 года.

Раздел 5.
Механизм реализации Программы
Координатором Программы является Управление образования Администрации Перв омайского района Томской области
Руководителем программы является Панова Алла Николаевна, заведующая МБДОУ д/с
«Березка». Она несет ответственность за ее реализацию и конечные результаты, рациональное
использование финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Пр ограммы.
Ответственным исполнителем является Малышева Оксана Михайловна, старший воспитатель МБДОУ д/с «Березка»:
~ осуществляет планирование, организацию и контроль реализации Программы;
~ разрабатывает перечень целевых показателей для мониторинга реализации мероприятий
Программы;
~ организует ведение мониторинга реализации мероприятий Программы

Раздел 6.
Прогнозируемые результаты
~ Созданы условия повышения педагогического профессионализма в вопросах музейной
педагогики;

~ Сформированы первичные представления о себе, семье, семейных ценностях;
~ Сформированы социально значимые нормы поведения (стремление поступать хорошо,
проявлять уважение к старшим и заботу о младших)
~ Сформированы представления о своей стране, о географическом и природном разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
~ Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и об ъектам, которые окружают ребенка;
~ Сформированы инициативные группы родителей по реализации музейной педагогики
~ Увеличилось количество родителей, участвующих в мероприятиях по улучшению
природной среды;

Заключение
Программа развития является результатом творческой деятельности администрации, сотрудников ДОУ, родителей и детей. Идеи, заложенные в программе развития, соответствуют следующим
документам:
~
Закон РФ от 29.12.2013 № 273-ФЗ »Об образовании в Российской Федерации»;
~
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
~
Конвенция о правах ребенка;
21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».