Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Первомайский детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» Первомайского района ПРИНЯТО на заседании УТВЕРЖДАЮ педагогического совета Протокол №__ от «___»_____23 г. Заведующая МБДОУ «Берёзка» А. Н. Панова _______________ Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС» Возраст детей: 3-4 года Срок реализации:1год. Автор составитель: Цирулик Светлана Михайловна, воспитатель с. Первомайское 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел программы………………………………………………………..3 стр. 1.1. Пояснительная записка …………………………………………………………….4 стр. 1.2. Цели и задачи реализации программы………………………………………….....4 стр. 1.3. Принципы и подходы к реализации программы………………………………….5 стр. 1.4. Планируемые результаты освоения программы……………………………….…5 стр. 2. Содержательный раздел программы…………………………………………..….8 стр. 2.1. Описание образовательной деятельности………………………………………....8 стр. 2.1.1 Учебно-тематический план…………………………………………………….....8 стр. 2.1.2. Содержание программы…………………………………………………………..10 стр. 2.1.3.Календарный учебный график……………………………………………………10стр 3. Организационный раздел программы…………………………………………... 13 стр. 3.1. Описание условий реализации Программы и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………………………………….13 стр. 3.2. Обеспеченность методическими материалами…………………………………..13 стр. 3.3. Организация режима работы……………………………………………………...13 стр. 4. Список литературы………………………………………………………………...14 стр. 2 1. Целевой раздел программы 1.1. Пояснительная записка Общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Фиолетовый лес» разработана на основе: Федерального закона «Об образовании 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ; в Российской Федерации» от Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008); Устава МБДОУ детского сада «Берёзка»; Образовательной программы МБДОУ детского сада «Берёзка». Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Направленность данной программы: Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным, придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно, готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства. Актуальность программы. Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. 3 Новизна программы заключается в том, что на протяжении всего дошкольного детства развивается интересная, не ограниченная во времени, сказка. Путешествуя по «Фиолетовому лесу», ребенок становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добивается успеха. Одновременно он знакомиться с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания. Сказочные приключения служат стимулом для развития познавательной активности. Педагогическая целесообразность Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого - то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников. Для этого разработана программа кружка «Сказки Фиолетового леса» по технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» Фиолетовый Лес – это методическая, развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность заключается в правильно подобранных методах, формах и средствах образовательной деятельности. Проведение занятий предполагает использование широкого спектра методических средств. Педагогические технологии: технологии группового обучения; технологии дифференцированного обучения; технологии развивающего обучения; Возраст детей: Возраст детей, участвующих в реализации программы 3-4 года. Сроки реализации программы: 1 год. 1.2. Цели и задачи реализации программы Цель программы: развитие интеллектуальных способностей детей посредством развивающих игр В.Воскобовича Задачи программы: развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое; развитие воображения, креативность мышления; развитие эмоциональной отзывчивости через «общение» с разнообразными сказочными персонажами, «населяющими» лес; актуализация сенсорных анализаторов как условие и основополагающая база благоприятного интеллектуального развития детей раннего возраста; 4 социально — личностное развитие детей. 1.3. Основные принципы программы и подходы к реализации программы Игра плюс сказка Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты игры" — это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно — взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. Интеллект Второй принцип технологии Воскобовича — построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата. Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинноследственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты игры" является развитие именно невербального интеллекта у детей. Авторы технологии "Сказочные лабиринты игры" не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей. Творчество Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" — раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Развивающая среда — Фиолетовый лес По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи — Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие. 1.4 Планируемые результаты освоения программы 5 Градация изменений интеллектуального развития выглядит так: интеллект ниже среднего, средний интеллект, норма, высокий, очень высокий, превосходный. Лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Трехлетние малыши легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов: 1. Развитие внимания 1. За ребенком ведется наблюдение в ходе организации непосредственной образовательной деятельности. При этом: - удерживает внимание на 8-10 мин. . Задание оценивается по трехбалльной системе: Уровень: 1 балл - критерий не проявляется; 2 балла – критерий проявляется частично; 3 балла – критерий проявляется (согласно норме). 2. Развитие памяти. Ребенку предлагается рассмотреть 5-10 картинок или предметов. А затем назвать: – 2-4 из них; Задание оценивается по трехбалльной системе: Уровень: 1 балл - задание не выполнено, 2 балла – задание выполнено с помощью взрослого; 3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно. 3. Развитие восприятия. Оценивается знание ребенком формы, цвета и размера в соответствии с возрастом. Задание оценивается по трехбалльной системе: Уровень: 1 балл - критерий не проявляется; 2 балла – критерий проявляется частично; 3 балла – критерий проявляется (согласно норме). 4. Развитие воображения. Ребенку предлагается выполнить: – «Преврати кружочек», Задание оценивается по трехбалльной системе: Уровень: 1 балл - задание не выполнено, 2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью; 3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно. 5. Развитие мышления. Ребенку предлагается выполнить ряд заданий: 1. «Чего не хватает на рисунке?» 2. «Что лишнее на рисунке?» 3. «Раздели на группы и назови одним словом» Наполняемость заданий должна соответствовать возрасту воспитанников на каждом этапе реализации программы, при этом их количество не сокращается. Например, при выполнении задания «Сложи картинку», предлагается составить картинку из 4 частей. Оценивание проходит по трехбалльной системе: 6 1 балл - задание не выполнено, 2 балла – задание выполнено с помощью взрослого; 3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно. Общий уровень усвоения программы: 2,45 – 3 балла – высокий уровень 1,9 – 2,4 – средний уровень 1,85 и ниже – низкий уровень Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы. ФИ ребенка внимание 09. 04. память 09. 04. восприятие 09. 04. воображение 09. 04. мышление 09. 04. Формы подведения итогов реализации программы: Формы текущей аттестации: Игры, выполнения задания. Формы промежуточной аттестации: Игры, выполнения задания. Порядок и периодичность: 1 раз в квартал 7 2. Содержательный раздел программы 2.1. Описание образовательной деятельности. 2.1.1 Учебно-тематический план № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Наименование разделов и тем «Солнышко и дождик» «Помоги медвежонку Мишику» «Ветер проказник и Крутик По» «Солнышка и тучка» «По порядку рассчитайсь!» «Листопад в фиолетовом лесу» «Заборчик» «Найди птиц» «Собери всё красного цвета» «Кто где спрятался» «Измени слово» «Расколдуй слова» «Ёжики собирают грибы» «Осенний коврик» «Дорисуй фигуру» «Прогони тучу» «Голубое озеро» «Поймай бабочку» «Птицы» «Найди отличия» «Ёжики на прогулке» «Ветер» «Ветерок» «Необычная песенка» «Путешествие по Фиолетовому лесу» «Писатель» «Прятки» «Угадай время года» «Кораблик» «Отгадай загадку» «Сказочник» «Теремок» Всего Количество часов Теория Теория Всего Практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Формы аттестации/контроля 1 1 1 1 1 1 1 1 32 Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра 1 1 1 1 1 1 1 1 32 Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра 2.1.2. Содержание программы Сентябрь 1. «Солнышко и дождик». 8 Цель: обучать детей совместной игре, учить выполнять движения в соответствии с текстом песенки, развивать социальный и эмоциональный интелект. 2. «Помоги медвежонку Мишику» Цель: продолжать знакомить детей с понятиями «вдоль», «до», «через», «в», развивать мелкую моторику рук. Октябрь 3. «Ветер проказник и Крутик По» Цель: закреплять умение детей сравнивать фигуры по форме, составлять из них пары по устной инструкции педагога. 4. «Солнышка и тучка» Цель: учить детей пользоваться количественными и порядковыми числительными. 5. «По порядку рассчитайсь!»» Цель: развивать навыки порядкового и количественного счёта. 6. «Листопад в фиолетовом лесу» Цель: формировать у детей умение ориентироваться на плоскости. Ноябрь 7. «Заборчик». Цель: закреплять умение детей различать цвет и размер предметов 8. «Найди птиц» Цель: Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие, навыки связного высказывания. 9. «Собери всё красного цвета» Цель: Закреплять знание цветов. 10. «Кто где спрятался» Цель: Учить понимать предложно-падёжные конструкции, самостоятельно употреблять предлоги. Декабрь 11. «Измени слово» Цель: Учить детей правильно использовать в речи глагол в зависимости от местоимения. 12. «Расколдуй слова» Цель: развивать слуховое внимание 13. «Ёжики собирают грибы» Цель: активизировать речь детей. 14. «Осенний коврик» Цель: закрепить умение выкладывать узор в полосе, чередуя предметы по размеру и цвету. Январь 15. «Дорисуй фигуру» Цель: развивать творческое мышление и воображение. 16. «Прогони тучу» Цель: уточнять представление о цветах, форме. 17. «Голубое озеро» Цель: развивать воображение, зрительное внимание, упражнять в счёте предметов. 18. «Поймай бабочку» Цель: обучать следовать инструкции взрослого. Февраль 19. «Птицы» Цель: развивать внимание, память, воображение. 20. «Найди отличия» Цель: развивать зрительное внимание, память, доказательную речь. 21. «Ёжики на прогулке» Цель: развивать артикуляционную моторику, работать над плавным выдохом. 22. «Ветер» 9 Цель: работать над силой голоса, учить действовать по инструкции взрослого. Март 23. «Ветерок» Цель: развивать фонематический слух. 24. «Необычная песенка» Цель: развивать навыки звукового анализа. 25. «Путешествие по Фиолетовому лесу» Цель: активизировать и обогащать словарный запас. 26. «Писатель» Цель: закреплять навыки правильного использования предлогов. Апрель 27. «Прятки» Цель: закреплять навыки употребления предлогов в речи. 28. «Угадай время года» Цель: закреплять знания о признаках осени. 29. «Кораблик» Цель: Закреплять основные цвета. 30. «Отгадай загадку» Цель: Формировать пространственные представления. Май 31. «Сказочник» Цель: отрабатывать произношение гласных звуков. 32. «Теремок» Цель: развивать навыки связной диалогической речи, конструктивные навыки. 2.1.3.Календарный учебный график № п/п Месяц Число 20 Время проведения занятия 16.15 1 сентябрь 2 Форма занятия Игра Колво часов 1 Тема занятия сентябрь 27 16.15 Игра 1 3 октябрь 4 16.15 Игра 1 4 октябрь 11 16.15 Игра 1 5 октябрь 18 16.15 Игра 1 «По порядку рассчитайсь!» 6 октябрь 25 16.15 Игра 1 7 ноябрь 1 16.15 Игра 1 «Листопад в фиолетовом лесу» «Заборчик» 8 ноябрь 8 16.15 Игра 1 «Найди птиц» «Солнышко и дождик» «Помоги медвежонку Мишику» «Ветер проказник и Крутик По» «Солнышка и тучка» Место проведен ия Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие Форма контроля Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра 10 9 ноябрь 15 16.15 Игра 1 10 ноябрь 22 16.15 Игра 1 11 декабрь 6 16.15 Игра 1 12 декабрь 13 16.15 Игра 1 13 декабрь 20 16.15 Игра 1 14 декабрь 27 16.15 Игра 1 15 январь 10 16.15 Игра 1 «Собери всё красного цвета» «Кто где спрятался» «Измени слово» «Расколдуй слова» «Ёжики собирают грибы» «Осенний коврик» «Дорисуй фигуру» 16 январь 17 16.15 Игра 1 «Прогони тучу» 17 январь 24 16.15 Игра 1 18 январь 31 16.15 Игра 1 «Голубое озеро» «Поймай бабочку» 19 февраль 7 16.15 Игра 1 «Птицы» 20 февраль 14 16.15 Игра 21 февраль 21 16.15 Игра 22 февраль 28 16.15 Игра 1 «Найди отличия» «Ёжики на прогулке» 1 «Ветер» 23 март 6 16.15 Игра 1 24 март 13 16.15 Игра 1 25 март 20 16.15 Игра 1 26 март 27 16.15 Игра 1 «Ветерок» «Необычная песенка» «Путешествие по Фиолетовому лесу» «Писатель» группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра Игра 11 27 апрель 3 16.15 Игра 1 28 апрель 10 16.15 Игра 1 29 апрель 17 16.15 Игра 1 30 апрель 24 16.15 Игра 1 31 май 8 16.15 Игра 1 32 май 15 16.15 Игра 1 «Прятки» «Угадай время года» «Кораблик» «Отгадай загадку» «Сказочник» «Теремок» Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Помещен ие группы Игра Игра Игра Игра Игра Игра 12 3. Организационный раздел программы 3.1. Описание условий реализации Программы и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Развивающие игры Воскобовича являются актуальными для детей от двух лет и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач. Игры Воскобовича также учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Большинство развивающих игр Воскобовича сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопониманию. Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое. Место проведения: помещение группы. 3.2 Обеспеченность методическими материалами Материально - техническое обеспечение Программы соответствует требованиям СанПиН, ФГОС ДО. Для реализации программы, предусмотрена специальная среда «Фиолетовый лес» – это «интеллектуально-игровой центр», «населенный» персонажами сказок-инструкций к развивающим играм В. Воскобовича. «Фиолетовый лес» – это своего рода виртуальный, несуществующий мир, сказки которого и начинают каждое новое занятие. Сказка вводит ребенка в «необыденный» мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям. Среда предназначена для построения детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Раннее интеллектуально-творческое развитие дошкольников. На каждого ребенка комплект всех, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним. 3.3. Организация режима работы Программа «Фиолетовый лес» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы численность детей должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, со второй половины сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 10 минут. Режим занятий Количество занятий Группа Группа раннего возраста (23г) В месяц в год 4 32 Кол-во детей в группе 8-10 13 1. 2. 3. 4. 5. 4. Список литературы. В.В. Воскобович, Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» (серия «сказочные лабиринты игры»), СанктПетербург - 2017 Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009. Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуальнотворческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петрбург, 2003. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Просвещение, М., 1990. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», АКЦИДЕНТ, С-Петербург,1997. 6. Т.Г.Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, СПетербург, 2013. 7. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Просвещение,1990. 14