ДОП Наураша в стране Наурандии

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Первомайский
детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» Первомайского района
ПРИНЯТО на заседании
педагогического совета
Протокол №__ от «___»_____23 г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МБДОУ «Берёзка
А. Н. Панова _______________

Дополнительная
общеразвивающая программа
естественно-научной
направленности
«Наураша в стране Наурандии»
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации:1год.

Автор составитель:
Малышева Оксана Михайловна,
старший воспитатель

с. Первомайское
1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел программы......................................................................................3 стр.
1.1. Пояснительная записка ............................................................................................. 3 стр.
1.2. Цели и задачи реализации программы .................................................................... 5 стр.
1.3. Принципы и подходы к реализации программы .................................................... 6 стр.
1.4. Планируемые результаты освоения программы .................................................... 6 стр.
2. Содержательный раздел программы ...................................................................... 7 стр.
2.1. Описание образовательной деятельности ................................................................7 стр.
2.1.1 Учебно-тематический план ..................................................................................... 7 стр.
2.1.2. Содержание программы..........................................................................................8 стр.
2.1.3. Календарный учебный график ............................................................................... 11стр
3. Организационный раздел программы .................................................................. 15 стр.
3.1. Описание условий реализации Программы и особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды .................................................... 15 стр.
3.2. Обеспеченность методическими материалами ..................................................... 16 стр.
3.3. Организация режима работы...................................................................................16 стр.
4. Список литературы .................................................................................................. 19 стр.

2

1. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Наураша в стране Наурандии», разработана на основе Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ), Приказа
Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), Приказа
Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования».
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по
познавательному развитию для детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Используя детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии» дети научатся
измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного
поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности.
Отличительной особенностью рабочей программы «Наураша в стране Наурандии»,
является то, что изучение предложенных тем в лаборатории можно проводить в любом
порядке, что дает детям возможность делать выбор, а взрослым – поддерживать детскую
инициативу.
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью
которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих
и обучающих целей и задач. Цель – способствовать формированию и развитию
познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Наураша в стране
Наурандии» - естественнонаучная.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы:
Учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды ребенка, которая
становится все более насыщенной разного рода электронными приборами, наше дошкольное
образовательное учреждение приобрело для использования в работе специальную новейшую
разработку, детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии», состоящую из 8
образовательно игровых модулей. Данные модули используются в таких образовательных
областях, как познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие. Занятия с
дошкольниками в таких мини-лабораториях помогают решению задач, которые они ставят: формирование целостной картины мира и расширение кругозора; - развитие познавательноисследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; - развитие восприятия,
мышления, речи, внимания, памяти; - формирование первичных ценностных представлений о
себе, о здоровье и здоровом образе жизни; - освоение общепринятых норм и правил
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. При проведении занятий педагог имеет
возможность в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и
ввести простейшие понятия, описывающие эти явления. Организация образовательного
пространства с помощью всех модулей обеспечивает различные виды деятельности детей
дошкольного возраста, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами. На
занятиях ребенку также предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир,
чтобы сделать его комфортнее. Ребенок получает бесценный опыт: ставить перед собой цель и
достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать
со сверстниками и взрослыми
Актуальность программы заключается в следующем:
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о
взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с
3

окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность
дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети
преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются
в сложные формы поисковой деятельности (Н.Е.Веракса, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова).
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации
получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Детям пяти-семи лет все
интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление
экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире.
Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и
поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира.
Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок
вырастет интеллектуально активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными,
общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие
проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями. К старшему дошкольному
возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот
возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит
выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие
нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Особой формой
исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее
ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в
основе саморазвития. В образовательном процессе дошкольного учреждения детское
экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира,
основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей,
закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к
исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию,
обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель
естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты,
сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических
явлений для человека и самого себя. Актуальность программы состоит в том, что она отвечает
потребностям современных детей и их родителей и ориентирована на детский и родительский
спрос к исследовательской деятельности. Еще одним важным аспектом является создание в
образовательном процессе педагогических условий, способствующих полноценному
раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого
ребенка. Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории
«Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально педагогическим
целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению
способов познания через открытия. При изучении тем, предусмотренных объединением,
развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание,
восприятие.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское
экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с
усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает
логическое мышление, способность анализировать, делать выводы. Эффективным для
познавательно-исследовательского развития детей является технология проблемного
обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта. Основным
методом обучения является экспериментальная деятельность в цифровой лаборатории
«Наураша в стране Наурандии». Модульная детская лаборатория «Наураша в стране
Наурандии» состоит из 8 лабораторий, в каждой из которых дошкольникам предлагается одна
из тем: «Температура», «Свет», «Звук», «Магнитное поле», «Пульс», «Кислотность»,
«Электричество», «Сила». В составе комплектов по всем темам имеются: датчик «Божья
4

коровка», измеряющий соответствующую теме физическую
величину;
набор
вспомогательных предметов для измерений; сопутствующая компьютерная программа;
брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек
компьютерных сцен. Данная программа позволит дошкольникам приоткрыть дверь в мир
физики, химии и биологии.
Отличительные особенности программы:
Цифровая лаборатория состоит из восьми образовательно-игровых модулей. Игровой процесс
разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика.
Внутри каждой темы содержится набор экспериментов. При этом тема и персонажи в сцене
реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть
явления. Области знаний: окружающий мир, безопасность жизнедеятельности, начало
робототехники. Возможности настроек предусматривают: Последовательное прохождение
заданий внутри каждой из восьми тем; Переключение между темами; Ручную настройку
выбора заданий; Свободный режим; Повторение заданий. Игра содержит задания,
предусматривающие работу в парах. Результатом проведения таких заданий становится
сравнение двух показателей
Педагогические технологии:
 технология группового обучения
 технология развивающего обучения
 технология коллективного взаимообучения
 здоровьесберегающая технология
 технология игровой деятельности
Возраст детей:
Возраст детей, участвующих в реализации программы 5-6 лет.
Сроки реализации программы: 1 год.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством
опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
 способствовать формированию начальных представлений из области живой
природы, естествознания, математики; о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении
и покое, причинах и следствиях и др.).
Развивающие:
 способствовать развитию детской познавательной инициативы;
 развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения при
решении проблемных вопросов, делать выводы, принимать собственные
решения, опираясь на свои знания и умения;
 развивать мыслительные операции, связную речь, память;
 создавать условия для становления самостоятельности, целенаправленности
и саморегуляции собственных действий детей старшего дошкольного
возраста.
Воспитательные:
 создать условия для развития общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности со
сверстниками;
5

 создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости,
сопереживания;
 формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
сообществу детей и взрослых;
 формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества.
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях каждого
ребёнка. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности, возрастная адекватность дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Основные принципы, заложенные с основу работы:
- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
- динамичности (от простого к сложному);
- интегративности (синтез искусств);
- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей);
- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий);
- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и
формирует «зону ближайшего развития»);
- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей
данного возраста);
- наглядности (использование наглядно – дидактического материала),
- информационно – коммуникативных технологий);
- здоровьесберегающий (сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов
деятельности).
1.4. Планируемые результаты освоения программы
- повышение уровня дошкольной готовности детей;
- проявление интереса к исследовательской деятельности;
- выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- развитие коммуникативных навыков
Формы подведения итогов реализации программы:

Формы текущей аттестации:
 беседа, наблюдение, демонстрация опытов, участие в развлечениях для малышей с
демонстрацией опытов.
Формы промежуточной аттестации:
 беседа, наблюдение, проведение научных развлечений.
 проведение КВН, демонстрация опытов и рассказ о них дошкольникам других
групп.
 Проведение совместного заседания экспериментальной лаборатории с участием
родителей.
. Порядок и периодичность:
 1 раз в квартал

6

2. Содержательный раздел программы
2.1. Описание образовательной деятельности.
2.1.1 Учебно-тематический план
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Наименование разделов и тем
Введение. Знакомство с Наурашей и
страной Наурандией
Введение.Знакомство с Наурашей и
страной Наурандией
Тепло или холодно
Лед и пламя
Температура комфорта
Игровые измерения (закрепление
пройденного материала)

Что такое свет?
Свет и растения

Прохождение света через объекты
Игровые измерения (закрепление
пройденного материала)
Что такое электричество
Почему горит лампочка
Игровые измерения (закрепление
пройденного материала)
Что такое кислотность?
Игровые измерения «Кислотная
лаборатория» (закрепление
пройденного материала)
Магнитные чудеса
Земля – это магнит
Игровые измерения (закрепление
пройденного материала)

19
20

Что такое пульс

21
22
23

Что такое сила
Сила удара

24
25
26
27

Что такое звук
Звук передается по воздуху
Такой разный шум
Игровые измерения (закрепление
пройденного материала)
Работа в лаборатории по выбору
детей (закрепление пройденного
материала)
Демонстрация опытов и рассказ
о них дошкольникам других
групп

28

29

Игровые измерения (закрепление
пройденного материала)

Игровые измерения (закрепление
пройденного материала)

Количество часов
Теория
Теория
Всего
Практика
1
1

Формы
аттестации/контроля
Беседа, обсуждение.

1

Беседа, обсуждение

1
1
1
1

1
1
1
1

Эксперимент.
Эксперимент.
Эксперимент.
Эксперимент.

1
1
1
1

1
1
1
1

Эксперимент.
Эксперимент.
Эксперимент.
Эксперимент.

1
1
1

1
1
1

Эксперимент.
Эксперимент.
Эксперимент.

1
1

1
1

Эксперимент.
Эксперимент.

1
1
1

1
1
1

Эксперимент.
Эксперимент.
Эксперимент.

1
1

1
1

Эксперимент.
Эксперимент.

1
1
1

1
1
1

Эксперимент.
Эксперимент.
Эксперимент.

1
1
1
1

1
1
1
1

Эксперимент.
Эксперимент.
Эксперимент.
Эксперимент.

1

1

Эксперимент.

1

1

Научнопознавательное
развлечение

1

7

30

КВН

1

1

Научнопознавательное
развлечение

31

Работа в лаборатории по выбору
детей (закрепление пройденного
материала)
Проведение совместного
заседания экспериментальной
лаборатории с участием
родителей.

1

1

Эксперимент.

1

1

Научнопознавательное
мероприятие

30

32

32

Всего

2

2.1.2. Содержание программы
Сентябрь Введение
1. Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с Наурашей и страной
Наурандией.
2. Вводное занятие
Познакомить детей с понятиями «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент»,
«исследование».
Октябрь Температура
3. «Тепло или холодно»
Знакомство с понятием температура. Методы измерения температуры,
температура тела человека. Закреплять представление детей о термометрах, их
назначении, строении. Познакомить с понятием «температура», «градус», «ноль
градусов».
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерить
температуру тела, воздуха в помещении.
4. «Лёд и пламя»
Измерение температуры холодных и горячих предметов. Закрепить понятия
«температура», «градус», «ноль градусов».
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерить
температуру горячей и холодной воды, льда
5. «Температура комфорта»
Знакомство с понятием комфортная температура.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерить
температуру мороженного, эксперимент с лампочкой.
6. Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Задания на закрепление изученной темы. Развивать у детей интерес к
исследованиям и экспериментам.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: сделать
похолодней, сделать жарко, создать комфортную температуру.
Ноябрь Свет
7. Что такое свет?
Опираясь на уже известные ребенку понятия «светло» и «темно» познакомить с
понятием свет, скорость света, освещенность. Учить сравнивать освещённость
различных объектов.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерить силу
(освещённость) света в комнате, фонарика, экрана компьютера.
8. Свет и растения
Выяснить как освещённость влияет на жизнь растений и других живых организмов.
8

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерить силу
света возле окна.
9. Прохождение света через объекты
Выяснить через какие материалы свет проходит легко, а через какие – нет.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент с
двумя светофильтрами, эксперимент со шторами.
10. Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Задания на закрепление изученной темы.
Развивать у детей интерес к
исследованиям и экспериментам.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент с
красителем, эксперимент с отражателями, эксперимент с фильтрами.
Декабрь Электричество
11. Что такое электричество?
Дать детям общее представление об электричестве, познакомить с понятиями
«электрический ток», «напряжение», «электроны», «электроды». Научить измерять
напряжение в простейших цепях электрического тока.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент
«электрояблоко», «электролимон», картошка под напряжением, эксперимент с
батарейками.
12. Почему горит лампочка?
Обратить внимание детей на то, что не все лампочки одинаковые. Познакомить с
правилами безопасности при работе с электричеством.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент с
лампочками.
13. Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Задания на закрепление изученной темы.
Развивать у детей интерес к
исследованиям и экспериментам.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент
«электричество внутри нас», «динамо-машина», «водное электричество».
Кислотность
14. Что такое кислотность?
Познакомить с понятие «кислотность». Научить измерять кислотность разных
продуктов. Познакомить детей с полезными и вредными свойствами продуктов,
содержащих кислоты.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент с
содой, с водой, газировкой, лимонным соком, яблочным соком, апельсиновым
соком.
Январь
15. Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Задания на закрепление изученной темы. Развивать у детей интерес к
исследованиям и экспериментам.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент с
растворителем, создать кислый вкус, создать очень кислый вкус, создать не кислый
вкус.
Магнитное поле
16. Магнитные чудеса.
Познакомить детей с понятием «магнитное поле», «магнитные полюсы». Изучение:
полюсов магнита, видов магнитов. Плоский и кольцевой магнит. Учить измерять
поле различных магнитов. Различные бытовые магниты.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша: исследовать
кольцевой магнит, исследовать плоский магнит.
9

17. Земля –это магнит.
Необходимо объяснить, что магнитные полюсы Земли расположены в обратном
порядке: Северный магнитный – на у Южного географического полюса Земли, и
наоборот.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша: магнитные
материалы.
18. Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Задания на закрепление изученной темы. Развивать у детей интерес к
исследованиям и экспериментам.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: остаточный
магнетизм, эксперимент с экранированием, «магнитная левитация».
Февраль Пульс
19. Что такое пульс?
Обогащать и уточнять представления детей об устройстве и работе человеческого
организма. Знакомить детей с органами кровообращения. Учить измерять пульс
человека.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: пульс взрослого,
пульс ребёнка, когда сердце бъётся.
20. Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Задания на закрепление изученной темы.
Развивать у детей интерес к
исследованиям и экспериментам.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: отключить пульс,
создать медленный пульс, создать быстрый пульс.
Сила.
21. Что такое сила?
Познакомить детей с понятием силы как физической величины, с понятием «вес
предмета».
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерение веса.
22. Сила удара
Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: Измерение силы,
измерение силы удара, давление под колёсами.
Март
23. Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Задания на закрепление изученной темы.
Развивать у детей интерес к
исследованиям и экспериментам.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: кто сильнее
надавит, сила в единстве.
Звук.
24. Что такое звук?
Обогащать и уточнять представления детей об устройстве и функционировании
человеческого организма. Знакомить детей с органом слуха. Дать первичные
знания о звуке как о физическом явлении. Познакомить с понятиями «звук»,
«звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки».
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: почему одни звуки
высокие , другие низкие, исследовать звук свистка.
25. Звук передаётся по воздуху.
Познакомить с понятием «ультразвук». Закрепить понятия «звук», «звуковая
волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки».
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: исследовать голос
взрослого, исследовать голос ребёнка, крикнуть всем вместе.
26. Такой разный шум
10

Объяснить детям вред громких звуков, рассказать о плохом воздействии
длительного шума на организм человека.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: исследовать шум
за окном.
Апрель
27. Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Задания на закрепление изученной темы.
Развивать у детей интерес к
исследованиям и экспериментам.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: звук и расстояние.
28. Работа в лаборатории по выбору детей.
Задания на закрепление изученных тем.
Развивать у детей интерес к
исследованиям и экспериментам.
29. Демонстрация опытов и рассказ о них дошкольникам других групп
Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.
30. КВН
Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.
Май
31. Работа в лаборатории по выбору детей.
Задания на закрепление изученных тем.
Развивать у детей интерес к
исследованиям и экспериментам
32. Проведение совместного заседания экспериментальной лаборатории с
участием родителей.
Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам
2.1.3.Календарный учебный график
№
п/п

Месяц

Число

1

сентябрь

21.09.

Время
проведения
занятия
16.15

Форма
занятия

2

сентябрь

28.09.

16.15

1
Беседа
Игры эксперименты

3

октябрь

5.10.

16.15

4

октябрь

12.10

16.15

5

октябрь

19.10

16.15

6

октябрь

26.10

16.15

Беседа
Игры эксперименты
Беседа
Игры эксперименты
Беседа
Игры эксперименты
Беседа
Игры эксперименты

Беседа

КолТема
занятия
во
часов
Введение.
1

1

Знако мство с
Наурашей и
страной
Наурандией
Введение
Знако мство с
Наурашей и
страной
Наурандией
Тепло или
холодно

1

Лед и пламя

1

Температура
комфорта

1

Игровые
измерения
(закрепление
пройденного
материала)

Место
проведе
ния
Помеще
ние
группы

Форма
контроля

Помеще
ние
группы
Помеще
ние
группы
Помеще
ние
группы
Помеще
ние
группы
Помеще
ние
группы

Эксперимент
Эксперимент
Эксперимент
Эксперимент

11

7

ноябрь

2.11.

16.15

8

ноябрь

9.11.

16.15

9

ноябрь

16.11.

16.15

10

ноябрь

23.11.

16.15

11

декабрь

1.12.

16.15

12

декабрь

8.12.

16.15

13

декабрь

15.12.

16.15

14

декабрь

22.12

16.15

15

январь

11.01.

16.15

16

январь

18.01.

16.15

17

январь

25.01

16.15

18

январь

31.01.

16.15

19

февраль

1.02.

16.15

20

февраль

8.02.

16.15

Беседа
Игры эксперименты
Беседа
Игры эксперименты
Беседа
Игры эксперименты
Беседа
Игры эксперименты

1

Что такое
свет?

1

Свет и
растения

1

Прохождение
света через
объекты

1

Игровые
измерения
(закрепление
пройденного
материала)
Что такое
электричество

1
Беседа
Игры эксперименты
1
Беседа
Игры эксперименты
1
Беседа
Игры эксперименты
1
Беседа
Игры эксперименты
1
Беседа
Игры эксперименты

1
Беседа
Игры эксперименты
1
Беседа
Игры эксперименты
1
Беседа
Игры эксперименты
1
Беседа
Игры эксперименты
1
Беседа
Игры эксперименты

Почему горит
лампочка
Игровые
измерения
(закрепление
пройденного
материала)
Что такое
кислотность?
Игровые
измерения
«Кислотная
лаборатория»
(закрепление
пройденного
материала)
Магнитные
чудеса
Земля – это
магнит
Игровые
измерения
(закрепление
пройденного
материала)

Что такое
пульс
Игровые
измерения
(закрепление
пройденного

Помеще
ние
группы
Помеще
ние
группы
Помеще
ние
группы
Помеще
ние
группы

Эксперимент

Помеще
ние
группы
Помеще
ние
группы
Помеще
ние
группы

Эксперимент

Помеще
ние
группы
Помеще
ние
группы

Эксперимент

Помеще
ние
группы
Помеще
ние
группы
Помеще
ние
группы

Эксперимент

Помеще
ние
группы
Помеще
ние
группы

Эксперимент

Эксперимент
Эксперимент
Эксперимент

Эксперимент
Эксперимент

Эксперимент

Эксперимент
Эксперимент

Эксперимент

12

материала)

21

февраль

15.02.

16.15

22

февраль

22.02.

16.15

23

март

1.03.

16.15

24

март

15.03.

16.15

25

март

22.03.

16.15

26

март

29.03

16.15

27

апрель

5.04.

16.15

28

апрель

12.04.

16.15

1
Беседа
Игры эксперименты

29

апрель

19.04

16.15

1
Беседа
Игры эксперименты

30

апрель

26.04.

16.15

Беседа
1
Игры эксперименты

Беседа
Игры эксперименты
1
Беседа
Игры эксперименты
1
Беседа
Игры эксперименты

Что такое
сила

Беседа
Игры эксперименты
Беседа
Игры эксперименты
Беседа
Игры эксперименты
Беседа
Игры эксперименты

1

Что такое
звук

1

Звук
передается
по воздуху
Такой
разный шум

1

1

31

май

3.05.

16.15

1
Беседа
Игры эксперименты

32

май

10.05.

16.15

Беседа
Игры -

1

Сила удара
Игровые
измерения
(закрепление
пройденного
материала)

Игровые
измерения
(закрепление
пройденного
материала)
Работа в
лаборатории
по выбору
детей
(закрепление
пройденного
материала)
Демонстраци
я опытов и
рассказ о них
дошкольника
м других
групп
КВН
Работа в
лаборатории
по выбору
детей
(закрепление
пройденного
материала)
Проведение
совместного

Помеще
ние
группы
Помеще
ние
группы
Помеще
ние
группы

Эксперимент

Помеще
ние
группы
Помеще
ние
группы
Помеще
ние
группы
Помеще
ние
группы

Эксперимент

Помеще
ние
группы

Эксперимент

Помеще
ние
группы

Научнопознавательн
ое
развлечение

Помеще
ние
группы

Научнопознавательн
ое
развлечение

Помеще
ние
группы

Эксперимент

Помеще
ние

Научнопознавательн

Эксперимент
Эксперимент

Эксперимент
Эксперимент
Эксперимент

13

эксперименты

заседания
эксперимент
альной
лаборатории
с участием
родителей.

группы

ое
мероприятие

14

3. Организационный раздел программы
3.1. Описание условий реализации Программы и особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и
совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также
возможность для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
 реализацию различных образовательных программ;
 учет национально-культурных, климатических условий, в которых
 осуществляется образовательная деятельность;
 учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной,
трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступнойьи безопасной.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию
Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания,
соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным,
оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря обеспечивает:
 игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том
числе с песком и водой);
 двигательную активность;
 эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно
пространственным окружением;
 возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
 возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды (детской мебели, мягких модулей, ширм и т.п.);
 наличие в дошкольном образовательном учреждении или группе
полифункциональных предметов, в том числе природных материалов,
пригодных для использования в разных видах детской активности.
Вариативность среды предполагает:
 наличие в дошкольном образовательном учреждении или группе различных
пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей;
 периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
 доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
 свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды деятельности;
 исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствии всех ее
элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
15

В помещении, где проводятся занятия, создана оптимально насыщенная, целостная,
многофункциональная среда.
Для проведения занятий данной программы необходимо помещение, оборудованное
детской мебелью (столами) и рассчитанное минимум на 10 человек.
Место проведения: помещение группы.
Материально-техническая база:
Техническое оснащение: видеоматериалы, Интернет, оборудование лаборатории.
Учебно-практическое оборудование:
Материал
Лаборатория «Температура»*
Лаборатория «Свет»*
Лаборатория «Звук»*
Лаборатория «Сила»*
Лаборатория «Электричество»*
Лаборатория «Кислотность»*
Лаборатория «Пульс»*
Лаборатория «Магнитное поле»*
Пластиковые контейнеры
Пластиковые стаканы
Стол экспериментальный
Стойка для цифровой лаборатории
Ноутбук Проектор
*Каждая лаборатория содержит датчик «Божья коровка», набор вспомогательных
предметов для измерений, брошюру с методическими рекомендациями по проведению
занятий.
3.2 Обеспеченность методическими материалами
Для реализации Программы используются следующие дополнительные методические
материалы и средства обучения:
 для измерения температуры: свеча, настольная лампа с лампой накаливания,
кубики льда, одноразовые стаканчики, мороженое, ватные диски;
 для изучения темы «Электричество»: яблоко, клубень картофеля, ёмкость с
солёной водой, б/у батарейки;
 для изучения темы «Кислотность»: ёмкость для промывки датчика, сок, вода,
газированная вода;
 для измерения магнитного поля: пластмассовая или мягкая игрушка, различные
магниты (магнитные буквы, магниты на холодильник), пластиковые стаканчики,
скрепки;
 для измерения силы: небольшой игрушечный автомобиль;
 для измерения звука: различные предметы, издающие шумовые и музыкальные
звуки; фрагменты записи голосов живой природы; схема строения органов слуха
человека;
 для измерения света: надувной мяч «Глобус», модель солнечной системы,
глобус, фонарики.
3.3. Организация режима работы
Программа «Наураша в стране Наурандии» рассчитана на 1 год (старший дошкольный
возраст). Для успешного освоения программы численность детей должна составлять 10 –
12 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, со второй половины сентября по май,
во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 минут.

16

Режим занятий
Группа
Старшая группа

В месяц

в год

Кол-во
детей
в группе

4

32

10- 12

Количество занятий

Цифровая лаборатория состоит из восьми образовательно-игровых модулей. Игровой
процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью
датчика. Внутри каждой темы содержится набор экспериментов. При этом тема и
персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая
ребенку понять суть явления. Области знаний: окружающий мир, безопасность
жизнедеятельности, начало робототехники.
Возможности настроек предусматривают:
 Последовательное прохождение заданий внутри каждой из восьми тем;
 Переключение между темами;
 Ручную настройку выбора заданий;
 Свободный режим;
 Повторение заданий.
 Игра содержит задания, предусматривающие работу в парах.
 Результатом проведения таких заданий становится сравнение двух показателей.
Технологии, формы и методы
Используемые технологии:
 Информационно-коммуникационные технологии (цифровая лаборатория
«Наураша в стране Наурандии»).
 Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования,
определение темы исследования, формулирование цели исследования, выводы
по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в
познавательной деятельности).
 Игровые технологии (компьютерная игра).
Формы и методы.
Правильно подобранные формы, методы и приемы обучения, способствуют развитию
познавательной деятельности у детей.
Словесный метод.
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных
объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания
речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно
воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение
должно быть предельно кратко: каждое ишнее слово отвлекает ребенка от зрительного
восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения.
Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного
накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, действуют с ними.
Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности:
использование игр и упражнений в совместной деятельности, на прогулке, индивидуально
с каждым ребенком.
Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей. К ним относятся
дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения,
17

обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для детей игрой. Игровые
приемы помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
 различные игровые упражнения;
 обыгрывание той или иной ситуации;
 использование сюрпризного момента;
Методика работы предполагает интегрированный подход к организации обучения — это
совместная деятельность, разнообразные игры, наблюдения, использование ИКТ,
постановка экологических инсценировок, исследовательская и трудовая деятельность.
Методы работы:
 Индивидуальный.
 Групповой.
 Наглядный.
Основная форма проведения занятий – научные опыты. Для поддержания интереса к
опытам используются разнообразные формы и методы проведения занятий:
познавательная беседа; компьютерная игра; эксперимент; художественное творчество
(описание результатов эксперимента).
Главная задача этой лаборатории - дать понять маленькому испытателю, что существует
некий добрый, почти одушевлённый прибор (в каждом наборе есть цифровой датчик,
сделанный в виде божьей коровки), который обладает, как и он сам, разными
способностями чувствовать окружающий мир. Такой опыт может оказаться весьма
полезным, поскольку этот мир не всегда является комфортным: слишком горячим или
холодным, очень громким или незаметным и тихим.
Способы работы с лабораторией:
 Работа педагога с группой детей.
 Дети проводят эксперименты самостоятельно или парами.
 Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе
проведения эксперимента.
 Возможность повторить эксперимент.

18

4. Список литературы.
1. Доронова Т.Н.Дошкольное учреждение и семья-единое пространство детского
развития.-М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2001
2. Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в
дошкольном детстве».- М.: Сфера, 2008
3. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через
экспериментальную деятельность- Спб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2015
4. Леонова Л.А. Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации –
M.: MODДЭК, 2004;
5. Моторин В. М. «Воспитательные возможности компьютерных игр». -Дошкольное
воспитание, 2000г., №1;
6. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования- Спб.:ООО «Издательство
«Детство-Пресс»,2015
7. Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении
дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru);
8. Шутяева Е.А. Наураша в стране Наурандии» Цифровая лаборатория для
дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов
М.:Издательство «Ювента» ,2015
9. Интернет - ресурсы

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».