ДОП Логопед для малышей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Первомайский детский сад общеразвивающего вида «Берёзка»
Первомайского района
ПРИНЯТО на заседании
педагогического совета
Протокол №__ от «___»_____20

УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МБДОУ «Берёзка»
А. Н. Панова _______________
Приказ № ___от «___»________20

г.

Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной
направленности
«Логопед для малышей»
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации:1год.

Автор составитель:
Манакова Светлана Михайловна,
Учитель-логопед

с. Первомайское

Содержание
Раздел 1.Целевой
1.1 Пояснительная записка…………………………………………….3
1.2 Цель и задачи реализации программы……………………………5
1.3 Принципы и подходы к реализации программы………………...5
1.4 Планируемые результаты освоения программы…………………6
Раздел 2.Содержательный
2.1 Описание образовательной деятельности………………………...6
2.2 Учебно-тематический план ………………………………………..7
2.3 Содержание программы……………...…………………………….7
2.4 Календарный учебный график……………………………………12
Раздел 3. Организационный
3.1 Описание условий реализации программы и особенности
организации развивающей предметно-пространственной среды….13
3.2 Обеспечение методическими материалами………………...……15
3.3.Организация режима работы……………………………..……….15
Раздел 4. Список литературы……………………………………………….15

2

1. Целевой раздел программы
1.1.Пояснительная записка
Предлагаемая программа является программой дополнительного образования, по
типу - коррекционная.
Программа
составлена
в
соответствии
с
Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, распоряжением Правительства РФ
от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года».
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка,
особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи
невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим
миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у
дошкольников заканчивается к 5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс
затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества,
уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать
лучшего.
В младшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для
окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими,
ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой
заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи
требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата
коррекционная работа, тем она эффективнее.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с
различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и
ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень
актуальной.
Программа логопедического кружка позволяет оказывать специализированную
логопедическую помощь детям 4-5 лет.
При составлении программы были использованы методические разработки В. А.
Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук, Т. А. Ткаченко. Данная программа
составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и
методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический
принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и
узких специалистов и закрепление пройденного лексического материала каждой темы
посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
В программе реализованы следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
принцип
генетический,
раскрывающий
общие
закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого
дизонтогенеза;
принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные
логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую
психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

3

Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Логопед для
малышей» - социально-гуманитарная.
Актуальностью программы является:
В связи с тем, что в последние годы возросло количество детей с нарушениями речи,
в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи,
возникла необходимость разработки специализированной программы по коррекции данных
нарушений.
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным
интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фенетико-фонематическую,
так и лексико-грамматическую системы языка.
В содержании логопедической программы учтены общие специфические особенности
психического развития детей раннего дошкольного возраста, новые вариативные формы
организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость
взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и
воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.
Новизна программы:
Новизна данной дополнительной общеразвивающей программы состоит в том, что она
разработана для реализации в условиях детского сада общеразвивающего вида и призвана
помочь детям преодолеть фонетическое, фонематическое недоразвитие и успешно осваивать
основную образовательную программу.
Педагогическая целесообразность программы:
Научно-педагогические исследования и практический опыт показывают, что для
успешного обучения детей в школе важнее не специальная подготовка по предмету, а
формирование у ребенка психологической и общеучебной готовности к школе, развитие
познавательного интереса, внимания, памяти, мышления, речи, инициативности,
общительности, творческих и деятельностных способностей.
Отличительные особенности программы:
Данная дополнительная общеразвивающая программа содержит следующие
добавления и изменения:
1. Программа предусматривает одновременное воздействие информации на
сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей, что будет
способствовать коррекционной направленности занятий.
Опыт показал, что такое воздействие помогает пробудить у детей интерес к родному
языку и родной речи. Результативность будет повышаться рациональным сочетанием
словесных форм воздействия с наглядностью и игрой.
Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи, наблюдается в разной
степени выраженная общая моторная недостаточность, нарушение координации речи с
движением, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. В связи с этим
данная программа предусматривает целенаправленную работу по совершенствованию
движений пальцев рук, так как это является мощным средством повышения
работоспособности коры головного мозга и весьма полезно для подготовки руки к письму.
2. Программа предполагает проведение комплексных занятий по произношению и
развитию речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием такие занятия
являются более рациональными, так как направлены на развитие у детей речемыслительной
деятельности. На этих занятиях развивается умение слушать, воспринимать речь
окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать.
3. Конспекты занятий составлены с учетом уровня развития отдельной
логопедической группы, т.е. материал может быть преподнесен в большем или в меньшем
объеме.
Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой занятий обеспечивает с
одной стороны подготовку к коррекции речевого дефекта, психических процессов и
моторной деятельности, с другой - подготовку к овладению грамотой.

4

Адресность дополнительной общеразвивающей программы: дети 5 – 6 лет.
Сроки реализации программы – 1 год.
1.2.Цели и задачи реализации программы.
Цель Программы: создание благоприятных условий для расширения словарного
запаса, развития лексико - грамматической стороны речи, совершенствование
звукопроизношения у детей 5-6 лет в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
Образовательные:
- нормализовать процесс фонемообразования;
- развивать понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
- развивать понимания произносительной стороны речи;
- развивать понимания самостоятельной развернутой фразовой речи;
- развивать моторику артикуляционного аппарата;
- подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных
укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных
звуков).
Личностные:
- развитие вербальной памяти;
- развитие ассоциативного мышления;
- зрительной и слуховой памяти;
- зрительного и слухового внимания;
- воображения;
- развитие связной речи;
- развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми, как
социализация ребенка;
- Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания.
Метапредметные задачи:
Познавательные
- Сенсорное развитие;
- Развитие психических функций;
- Формирование целостной картины мира;
- Формирование познавательно-исследовательской деятельности.
Регулятивные
- Формирование общепринятых норм поведения;
- Развитие игровой деятельности (подвижные игры, пальчиковые игры, словесные
игры);
- Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Коммуникативные:
- Взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия;
- Освоение детьми разными видами деятельности;
- Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми;
- Формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности
трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам
трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
1.3.Принципы и подходы к реализации программы
Принципы и подходы Программы.
• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости
(содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и

5

дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике
дошкольного образования);
• Принцип критерий полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать
поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально
приближаться к разумному «минимуму»);
• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются
такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию
дошкольников;
• Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
•Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их
деятельности является игра;
Содержание Программы предусматривает интегрированные подходы видов
деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие
ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по
достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
В конце цикла занятий дети должны:
•
овладеть основными артикуляционными движениями по возрасту;
•
уметь правильно произносить звуки;
•
овладеть навыками правильного дыхания (выдох длиннее, чем вдох);
•
уметь координировать тонкие пальчиковые движения;
•
иметь развитые фонематические представления по возрасту.
Оценка результативности
В конце учебного года фиксируется итог логопедической работы: отмечаются
нескорригированные дефекты в речевом развитии ребенка, даются рекомендации родителям
в отношении дальнейшего обучения.

2.Содержательный раздел программы.
2.1.Описание образовательной деятельности.
Содержание Программы обеспечивает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов.
Дыхательные и фонопедические упражнения.
Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с
музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения. Игры и
упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
Упражнения на расслабление (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются
нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней и стоп
массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для
активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
Основные направления коррекционно-развивающей деятельности:
 Развитие словаря.
6






Формирование грамматического строя речи.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа.
Обучение элементам грамоты.
Развитие связной речи и навыков речевого общения.

2.3.Учебно-тематический план
№ п/п Темы
Кол-во часов
Теория Практика
1
Огород. Овощи.
1
1
2
Сад. Фрукты.
1
1
3
Дары осени.
1
1
4
Осень.
1
1
5
Игрушки.
1
1
6
Зима. Зимние забавы.
1
1
7
Новый год.
1
1
8
Рождество.
1
1
9
Дикие животные.
1
1
10
1
Домашние животные.
1
11
Кто какую пользу
1
1
приносит.
12
Мамин праздник
1
1
13
Весна
1
1
14
Транспорт
1
1
15
Перелетные птицы
1
1
16
Космическое путешествие 1
1
17
Насекомые
1
1
18
Посуда
1
1
Итого:
18
18

Формы
Итого аттестации/контроля
1
Наблюдение
2
Наблюдение
1
Наблюдение
2
Наблюдение
2
Наблюдение
2
Наблюдение
2
Наблюдение
2
Наблюдение
2
Наблюдение
1
Наблюдение
1

Наблюдение

2
2
2
2
2
2
2

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
32

2.3. Содержание программы.
Тема №1 Огород и овощи.
Развитие артикуляционного аппарата
Развитие
фонематического
слухового восприятия
Развитие дыхания

слуха,

Развитие темпа и координации речи и
движений.
Развитие мелкой моторики рук
Развитие связной
речи, обогащение
словаря
Релаксация

Знакомство с домиком Язычка. Упр. «Домик открывается»,
«Улыбка», «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека)
Игра «Громко-тихо» - В.А. Кныш, с. 6
Упражнение «Запахи» (картотека)
Упражнение «Таня сеяла горох» - В.А. Кныш, с.7
Упражнение «Готовим сок» (картотека)
Подвижная игра «Овощи» - В.А. Кныш, с. 8
Упражнение «Устали овощи» - М.Ю. Картушина, с.20

Тема №2 Сад. Фрукты.
Развитие артикуляционного аппарата

Развитие слухового и двигательного
внимания
Развитие дыхания
Развитие темпа и координации речи и
движений.
Развитие мелкой моторики рук.

Упр. «Кислый лимон», «Защипало язычок» (дуть на высунутый
язык со звуком «ф-ф-ф...»), «Вкусный банан» (имитация
жевательных движений), «Оближем губы» (облизывать по кругу
верхнюю и нижнюю губу, рот открыт) (картотека)
Игра «Корни, ствол, ветки» - В.А. Кныш, с. 9
Игра «Прожорливые овощи»
Динамическое упражнение «Яблоки» - М.Ю. Картушина, с. 23
Упражнение «Компот» (картотека)

7

Развитие лексико-грамматических
категорий.
Релаксация

Мультимедийная презентация «Большой – маленький»
Упражнение «Устали овощи»

Тема №3 Дары осени.
Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие слухового и внимания и
восприятия
Развитие фонематического слуха,
слухового восприятия
Развитие дыхания

Развитие темпа и координации речи и
движений.
Развитие мелкой моторики рук
Развитие лексико-грамматических
категорий
Релаксация

Упр. «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок»
(картотека)
Мультимедийная презентация «Звуки, которые издает человек»
Упражнение «Звуки осеннего леса» (фонограмма)
Упр. «Подуй на варенье через трубочку» (для выработки
плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей
посередине языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в
трубочку и подуть на ладонь, подставленную ко рту.
Упражнение «Ежик», - М.Ю. Картушина, с. 6
Соединение одноименных пальцев «На базар ходили мы…» - О.
И. Крупенчук, с. 8
Дидактическое упражнение «Подбери словечко: какой,
какая, какие?» (картотека игр на описание)
Упражнение «Листики устали» (фонограмма)

Тема №4 Осень.
Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие слухового восприятия и
внимания.
Развитие дыхания.
Развитие темпа и координации речи и
движений
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие связной речи, обогащение
словаря

Упр. «Улыбка», «Дождик», «Грибок», «Ветерок» (картотека)
Различение звучания музыкальных инструментов (3 – 5)
(картотека)
Дыхательное упражнение «Ветер и листья» - М.Ю. Картушина, с.
5
Упражнение «Дождик» - В.А. Кныш, с. 11
Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»
Повторение стихотворения «Осень» (М. Худякова)

Тема№5 Игрушки.
Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие слухового внимания, чувства
ритма.
Развитие дыхания
Развитие темпа и координации речи и
движений.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие связной речи, обогащение
словаря
Релаксация

Самомассаж языка с Говорушей «Язычок погладим
ласково губами…» (картотека). Упр. «Лошадка»
Упражнение «Волшебный барабан» - В.А. Кныш, с. 14
Упражнение «Воздушный шарик»
Массаж спины «Паровоз» - М. Ю. Картушина, с. 36
Пальчиковая гимнастика «Танины игрушки»
Игры «Узнай на ощупь» («Ящик ощущений»), «Какой?
Какая? Кокое?» (картотека)
Упражнение на расслабление «Спать пора, уснул
бычок…» («Колыбельная»)

Тема 6. Зима. Зимние забавы.
Развитие артикуляционного аппарата
Развитие фонематического слуха,
фонематического восприятия.
Развитие дыхания
Развитие темпа и координации речи и
движений, самомассаж лица.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие связной речи, обогащение
Словаря

Упр. «Домик открывается», «Лопатка», «Горка», «Саночки»
(картотека артикуляционных упражнений)
Знакомство с символами гласных звуков [а], [о], [у], [и]. – Т. А.
Ткаченко «Звуки и знаки. Гласные», с.3.
Упр. «Сдуй снежинку с ладошки» - дуть на «Лопаточку»: «сссс»
Массаж биологически активных зон «Наступили холода» - М. Ю.
Картушина, с.37
Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» О. И. Крупенчук, с. 7
Игра «Подбери словечко» - подбор прилагательных для описания
примет зимы. Упр. «Игры детей зимой» (подбор глаголов и

8

Релаксация

составление простых предложений)
Упражнение на релаксацию «Зимняя сказка» (фонограмма)

Тема 7. Новый год.
Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие навыков звукового анализа,
закрепление «символов» гласных звуков.
Развитие дыхания и голоса.
Развитие темпа и координации речи и
движений.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие связной речи, обогащение
словаря

Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Дед
Мороз на санях едет», «Лошадка»
Игра «Магазин подарков» («купить» подарок можно, выделив
первый гласный звук в слове, «оплата» - карточка с символом
нужного звука) – разработка автора.
Фонопедическая и дыхательная гимнастика «Дедушка Мороз» - В.
А. Кныш, с. 22
Стихотворение «Как на горке снег, снег» (сопровождать речь
движениями) - М. Ю. Картушина, с.43
Пальчиковая гимнастика «Новый год» - В. А. Кныш, с. 23
Игра «Загадай желание» (описание желаемого подарка)

Тема 8. Рождество.
Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие фонематического восприятия,
быстроты реакции, закрепления знания
гласных звуков.
Развитие дыхания и голоса, мелкой
моторики.
Развитие темпа и координации речи и
движений.
Развитие связной речи, обогащение
словаря
Релаксация.

Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька»,
«Горка».
Упр. «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук» - Т.
А. Воробьева, с. 31
«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - Т. А. Воробьева,
с. 31
Упражнение «Холмик, сугроб, горка» - В. А. Кныш, с. 25
Игра «Узнай на ощупь и опиши» («Рождественский сапожок»)
Рождественская колыбельная (фонограмма)

Тема 9. Дикие животные.
1. Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие фонематического восприятия,
закрепления знания гласных звуков.
Развитие дыхания и голоса.
Развитие темпа и координации речи и
движений.
Развитие чувства ритма, мелкой моторики
рук.
Развитие логического мышления, связной
речи, обогащение словаря
Релаксация.

«Чему обрадуются звери?» Упр. «Вкусный мед», «Сочная
морковка»: имитация жевательных движений при закрытом, затем
открытом рте, «Погрызем орешки» (ритмично открывать и
закрывать рот) - В. А. Кныш, с. 27
Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [и], [о]) – Т.
А. Ткаченко, с. 7
Логоритмическая песенка «Зайчишка» (видеоряд)
Ритмическая разминка «К большой лесной опушке сбегались все
зверюшки» - В. А. Кныш, с. 26
Ритмическая игра «Белка» (отстукивание ритма стихотворения
скорлупками от грецких орехов) – картотека логоритмических
игр.
Игра «Четвертый лишний» (мультимедийная презентация)
Упражнение на расслабление «Хватит песни петь, играть - лесу
нужно отдыхать».

Тема 10. Домашние животные.
Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие фонематического восприятия на
материале неречевых звуков.
Развитие дыхания и голоса.
Развитие темпа и координации речи и
движений.
Развитие связной речи, обогащение
словаря

Упр. «Кот лакает молоко», «Лошадка», «Поросенок землю роет»
(Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой; кивки головой:
упражнение «Пятачок») , «Индюк «болбочет», «Щенок устал»
(«Лопатка»)
Интерактивная игра «Домашние животные» (Диск «Звуковой
калейдоскоп», портал Мерсибо)
Пропевание гласных с различной высотой звучания. Упр.
«Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук, с.42
Подвижная игра «Кот и мыши» - М. Ю. Картушина, с.59
Упр. «Человеческие дети знают всех зверят на свете»
(закрепление в речи названий детенышей животных) – картотека

9

Релаксация.

игр с мячом
Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали,
скакали» - М. Ю. Картушина, с.60

Тема 11. Кто какую пользу приносит.
Развитие артикуляционного аппарата и
дыхания.
Развитие фонематического восприятия,
закрепления знания гласных звуков и их
символов.
Развитие дыхания и голоса.
Развитие темпа, ритма и координации
речи и движений.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие связной речи, обогащение
словаря
Релаксация.

Упр. «Улыбка», «Заборчик», «Бублик», «Киска сердится»,
«Лошадка».
Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [ы], [и]) – Т.
А. Ткаченко, с.
Логоритмическая песенка «Овца» (видеоряд)
Динамическое упр. «Шел козел по лесу…»
Самомассаж с прищепками «Кусается больно котенок-глупыш…»
О. И. Крупенчук, с. 9
Упр. «Кто какую пользу приносит?»
(Мультимедийная презентация)
Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они
прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60

Тема 12. Мамин праздник.
Развитие артикуляционного аппарата
Развитие фонематического восприятия,
закрепления знания гласных звуков.
Развитие дыхания, силы и высоты голоса.
Развитие темпа и координации речи и
движений.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие связной речи, обогащение
словаря
Релаксация.

«Улыбка», «Поцелуйчик» («Хоботок»), «Месим
тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье».
Игра «Выбери подарок маме» (подбор картинок в соответствии
с символом гласных)
Логоритмическая «Песенка для мамы» (пропевание
гласных звуков с движением руки)
Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движениями
под музыку) - В. А. Кныш, с. 30
Самомассаж ладоней «Гладила мама-ежиха ежат» - О. И.
Крупенчук, с. 9
Упр. «Какая моя мама?» (подбор прилагательных)
Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре.
Звучит мелодия «Колыбельная медведицы»

Тема 13. Весна.
Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие фонематического
восприятия.
Развитие дыхания и голоса.
Развитие темпа и координации речи и
движений.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие связной речи, обогащение
словаря
Релаксация.

Упр. «Бегемотик», «Солнышко улыбается», «Дудочка»,
«Лопатка», «Сосулька», «Качели».
Упр. «Добавь словечко» (подсказка – символ гласного звука)
закрепления знания гласных звуков.
Фонопедическое упражнение «Весна» - В. А. Кныш, с. 38
Упражнение «Весна идет» (на координацию речи с движениями
под музыку) - В. А. Кныш, с. 38
Пальчиковая игра «Кап-кап-кап, весна настала…» с музыкальным
сопровождением .
Составление описательного рассказа о весне с использованием
мнемотаблиц.
Дети ложатся на ковер. Звучит мелодия «Все птички прилетели к
нам» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»).

Тема 14. Транспорт.
Развитие артикуляционного аппарата и
дыхания.

Артикуляционная гимнастика в стихах «Транспорт»
(картотека артикуляционных упражнений)

Развитие фонематического восприятия,
навыков звукового анализа, закрепление
знания гласных звуков и их символов
Развитие дыхания и голоса.
Развитие темпа, ритма и координации
речи и движений.
Развитие мелкой моторики рук.

Упр. «Соедини картинку с нужной парой знаков» (определение
первого гласного звука и последнего гласного звука в слове) - Т.
А. Ткаченко, звуки и знаки. гласные. с. 15
Упражнения «Сдулось колесо» - В. А. Кныш, с. 36
Упражнение «На улице» - В. А. Кныш, с. 36
Пальчиковая игра «Я построю самолет, шлем надену – и в

10

Развитие связной речи, обогащение
словаря
Релаксация.

полет!» (картотека пальчиковых игр)
Упр. «Большой и маленький» (образование слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами). Мультимедийная
презентация.
Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена.
Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез
(аудиосборник «Волшебство природы»).

Тема 15. Перелетные птицы.
Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие дыхания, силы голоса.
Развитие темпа и координации речи и
движений.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие связной речи, обогащение
словаря
Релаксация.

Упр. «Клювик открываем», «Птенчик в гнездышке», «Червячок»
(узкий язык), «Почистим клювик» (зубки)
Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и
разными гласными звуками (та-ту-ты). – картотека игр на
фонематическое восприятие.
Упр. «Мы катались по горам, пели тут и пели там» (пропевание
гласных звуков, изменяя силу голоса в соответствии с движением
мяча в руках взрослого) – Т. А. Воробьева, с. 34.
Упражнение «Дружно птицы прилетели» (на координацию речи с
движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 40
Пальчиковая игра «Птички полетели, крыльями махали»
(картотека пальчиковых игр)
Коммуникативная игра «Дрозд» - М. Ю. Картушина, с. 118
Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит
мелодия «Голоса птиц»

Тема 16. Космическое путешествие
Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие фонематического восприятия
Развитие звуковысотного слуха, дыхания и
голоса.
Развитие темпа и координации речи и
движений

Упр. «Домик открывается», «Заборчик», «Бублик», «Часики»,
«Качели».
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и
разными согласными звуками (та-ка-па) – картотека игр на
фонематическое восприятие.
Упр. «Падающие звезды» (пропевание гласных с изменением
силы и высоты голоса, с движениями руки сверху вниз)
Упр. «Полет» (картотека логоритмических упр)

Развитие мелкой моторики рук.

Упр. с массажными колечками Су-джок

Развитие связной речи, грамматики,
обогащение словаря
Релаксация.

Беседа о Космосе. Словесная игра «Подскажи
словечко» (добавление слов в стихотворение).
Упражнение на расслабление «Невесомость». Дети лежат на
ковре, звучит музыка группы «Спейс»

Тема 17 Насекомые
Развитие артикуляционного аппарата и
дыхания.
Развитие фонематического восприятия,
закрепление знания гласных звуков.
Развитие дыхания и голоса.
Развитие темпа, ритма и координации
речи и движений.
Развитие мелкой моторики рук
Развитие связной речи, обогащение
словаря
Релаксация.

Упр. «Улыбка», «Хоботок комарика», «Вкусное
варенье», «Чашечка».
Игра «Поймай звук» (выделение в звуковом потоке
согласных гласного звука (А, О, У, И, Ы) и показ его
символа
Фонопедическое упражнения «Насекомые»
(картотека логоритмических игр)
Динамическое упражнение «Чок – чок, каблучок, в танце
кружится сверчок!» картотека логоритмических игр)
Кинезиологическое упражнение «Пальчики здороваются»
(поочередное соединение всх пальцев с большим –
перебор пальцев) - О. И. Крупенчук, с. 12
Упр. «Помоги Незнайке. Насекомые». Серия Уроки
логопеда мультимедийная презентация.
Дети ложатся на ковер. Звучит мелодия «Покой»
(аудиосборник для релаксации «Сверкающая пора весны»).
Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена.

11

Тема 18. Посуда.
Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие фонематического восприятия
Развитие звуковысотного слуха, дыхания и
голоса.
Развитие темпа и координации речи и
движений.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие грамматики, обогащение словаря.
Релаксация.

Упр. «Бублик», «Месим тесто», «Блинчик», «Пирожок»,
«Чашечка».
Упр. «Попугайчики» (повторение рядов из трех слов) – картотека
игр на фонематическое восприятие
Упражнение «Посуда поет» - В. А. Кныш, с. 30
Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движениями
под музыку) - В. А. Кныш, с. 30
Упр. «Тесто» (ребенок запускает пальцы в «сухой бассейн и
имитирует замешивание теста, приговаривая стихотворный
текст) – О. И. Крупенчук, с. 10.
Упр. «Посуда. Большой – маленький» (образование слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами)
мультимедийная презентация. Серия «Уроки логопеда»
Дети лежат на ковре. Упр. на расслабление «Сладкие сны»
(диск «Музыка для релаксации»)

2.4.Календарный учебный график
№
п/п

Месяц

Число

21.09

Время
проведения
занятия
16:15-16:35

1

сентябрь

2

Форма
занятия

Кол-во
часов

Тема
занятия

Подгрупповое

1

Вводное занятие

сентябрь

28.09

16:15-16:35

Подгрупповое

1

Огород и овощи

3

октябрь

5.10

16:15-16:35

Подгрупповое

1

4

октябрь

12.10

16:15-16:35

Подгрупповое

1

Огород и овощи
(продолжение)
Сад. Фрукты

5

октябрь

19.10

16:15-16:35

Подгрупповое

1

Дары осени

6

октябрь

26.10

16:15-16:35

Подгрупповое

1

7

ноябрь

2.11

16:15-16:35

Подгрупповое

1

Дары осени
(продолжение)
Осень

8

ноябрь

9.11

16:15-16:35

Подгрупповое

1

9

ноябрь

16.11

16:15-16:35

Подгрупповое

1

10

ноябрь

23.11

16:15-16:35

Подгрупповое

1

11

декабрь

7.12

16:15-16:35

Подгрупповое

1

12

декабрь

14.12

16:15-16:35

Подгрупповое

1

13

декабрь

21.12

16:15-16:35

Подгрупповое

1

14

декабрь

28.12

16:15-16:35

Подгрупповое

1

Новый год

15

январь

11.01

16:15-16:35

Подгрупповое

1

Новый год
(продолжение)

16

январь

18.01

16:15-16:35

Подгрупповое

1

Рождество

17

январь

25.01

16:15-16:35

Подгрупповое

1

Рождество
(продолжение)

18

февраль

1.02

16:15-16:35

Подгрупповое

1

Игрушки

19

февраль

8.02

16:15-16:35

Подгрупповое

1

Игрушки

Осень
(продолжение)
Дикие животные
Домашние
животные
Кто какую пользу
приносит
Зима. Зимние
забавы
Зима. Зимние
забавы
(продолжение)

Место
проведен
ия
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.

Форма
контроля
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

12

(продолжение)
20

Февраль

15.02

16:15-16:35

Подгрупповое

1

Транспорт

21

Февраль

22.02

16:15-16:35

Подгрупповое

1

Транспорт
(продолжение)

22

Март

7.03

16:15-16:35

Подгрупповое

1

Мамин праздник

23

Март

14.03

16:15-16:35

Подгрупповое

1

Весна

24

Март

21.03

16:15-16:35

Подгрупповое

1

Перелетные птицы

25

Март

28.03

16:15-16:35

Подгрупповое

1

26

Апрель

4.04

16:15-16:35

Подгрупповое

1

Перелетные птицы
(продолжение)
Космическое
путешествие

27

Апрель

11.04

16:15-16:35

Подгрупповое

1

Насекомые

28

Апрель

18.04

16:15-16:35

Подгрупповое

1

Насекомые
(продолжение)

29

Апрель

25.04

16:15-16:35

Подгрупповое

1

30

Май

2.05

16:15-16:35

Подгрупповое

1

31

Май

16.05

16:15-16:35

Подгрупповое

1

32

Май

23.05

16:15-16:35

Подгрупповое

1

Посуда
Посуда
(продолжение)
Итоговое занятие.
Повторение
Итоговое игровое
занятие

комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната
Груп.
комната

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

3.Организационный раздел программы.
3.1.Описание условий реализации программы и особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды.
Формы, способы, методы и средства реализации Программы отбирались и используются
исходя из возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

В работе используются методы: наглядный, словесный, практический, игровой,
репродуктивный, исследовательский.
Выбор и использование методов определяется
характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционнологопедического
воздействия,
этапом
работы,
возрастными,
индивидуальнопсихологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы
эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается оптимально
удачным подбором соответствующей группы методов.
Методы и приёмы обучения:
Методы и приемы работы с воспитанниками
Методы

Наглядный

Приемы
Предметная наглядность
Предметные и сюжетные картинки
Расположение предметов по образцу, схеме, модели («Озвучь
узор», «Продолжи рисунок»)
Выкладывание последовательностей, серий («Кем будет?»,
«Кто кем был раньше?», «Прошлое, настоящее, будущее»)
Подведение итога занятия по графическому плану
Классификация и группировка по заданному свойству или
признаку (восстанови последовательность, узор)
Выкладывание логических цепочек
Сигнальные картинки

13

Вопрос как стимул к речевой активности
Оценка детской речи
Рассказ о проделанной работе
Придумывание слов на заданный звук, слог
Договаривание по образцу
Комментирование собственных действий
Работа с деформированным текстом, фразой.
Преобразование предложений по образцу.
Подбор предметов к действию, действий к предмету,
предметов к признакам.
Преобразование деформированной фразы.
Выделение родственных слов из текста.
Составление словосочетаний, предложений по
демонстрируемому действию
Словесный
Выделение 4-лишнего по заданному признаку.
Подбор слов по родовому признаку
Анализ качества выполненной работы (педагогом,
сверстниками, самим ребенком)
«Что не так? объясни»
«100 вопросов»
Составление предложений по схемам, с заданным количеством
слов.
Работа в паре: «объясни партнеру задание»
Беседы-рассуждения: что произошло бы, если…
Распространение предложений по наводящим вопросам
Сравнения предметов, анализ признаков и действий предметов
Анализирование собственных действий в конкретной ситуации
(«Кто я? – в транспорте – пассажир, дома – сын, брат, сестра,
дочь…)
Дорисовывание недостающих элементов (раскрашивание в
соответствии с шифром)
Угадывание предметов на ощупь
Выполнение действий по словесной инструкции
Запоминание и выполнение инструкций.
Выполнение действий по символьной инструкции
Использование знаковой символики для обозначения свойств и
Практический
признаков предметов
Зачеркивание заданной буквы
Отгадывание букв с закрытыми глазами
Узнавание на ощупь
Выкладывание букв из палочек, веревочек, мозаики
Рисование буквы в воздухе
Графические диктанты
Инсценировки и театрализация, сказочные сюжетов
Использование игрушек и сказочных персонажей
Игровой
Исправление «ошибок» педагога или персонажа
Перевоплощения и выполнения соответствующих действий
Словесный образец
Одновременное проговаривание
Репродуктивный
Использование игрушек и сказочных персонажей
Исправление «ошибок» педагога или персонажа
Исследовательский Придумывание загадок, анализируя признаки и свойства
14

предметов
В процессе логопедического воздействия используются также разнообразные
словесные приемы: пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы.
Педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его
выполнения способствует повышению эффективности процесса коррекции, стимулирует и
активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.
При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуальнопсихологические особенности.
Таким образом, выбор адекватных средств и методов логопедического воздействия
определяет перспективу процесса устранения дефектов произношения.
Место проведения: помещение группы.
Работа с родителями: Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в
приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе
«родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.
3.2. Обеспечение методическими материалами.
- наличие светлого и просторного помещения для занятий, удобной мебели;
- наличие художественной литературы;
- наглядный материал;
- наборы книг, картин, развивающие игры;
- схемы для составления рассказов;
- комплексы артикуляционной гимнастики;
- предметные картинки на звуки;
- рабочая тетрадь по развитию речи на звуки;
- артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;
- сюжетные картинки;
- серии сюжетных картинок;
- наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов; наборы текстов для пересказа.
3.3.Организация режима работы.
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных занятий с детьми 56 лет. Занятия проводятся во 2 половине дня, 1раз в неделю, продолжительность 25 мин.
Занятия будут проводиться на базе отдельно взятой подгруппы, состоящей 10
воспитанников старшей группы.
Курс рассчитан на 1 год занятий, объем занятий- 32 занятия в год
Совместная деятельность предполагает подгрупповую и групповую формы организации
работы с воспитанниками.
4.Список литературы.
1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера»,
2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
2. Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 – 126 с.

15

4. Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические
занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь
логопеду).
5. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика
коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия
«Уроки логопеда»).
6. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка
дошкольников к чтению и письму»)
7. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и
навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».