ДОП Клуб путешественников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Первомайский
детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» Первомайского района
ПРИНЯТО на заседании
педагогического совета
Протокол №__ от «___»_____23 г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МБДОУ «Берёзка
А. Н. Панова _______________

Дополнительная
общеразвивающая программа
естественно-научной
направленности
«КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации:1год.

Автор составитель:
Кравалис Светлана Николаевна,
старший воспитатель

с. Первомайское
1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел программы......................................................................................3 стр.
1.1. Пояснительная записка ............................................................................................. 3 стр.
1.2. Цели и задачи реализации программы .................................................................... 5 стр.
1.3. Принципы и подходы к реализации программы .................................................... 6 стр.
1.4. Планируемые результаты освоения программы .................................................... 6 стр.
2. Содержательный раздел программы ...................................................................... 8 стр.
2.1. Описание образовательной деятельности ................................................................8 стр.
2.1.1 Учебно-тематический план ..................................................................................... 8 стр.
2.1.2. Содержание программы..........................................................................................8 стр.
2.1.3. Календарный учебный график ............................................................................... 13стр
3. Организационный раздел программы .................................................................. 17 стр.
3.1. Описание условий реализации Программы и особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды .................................................... 17 стр.
3.2. Обеспеченность методическими материалами ..................................................... 18 стр.
3.3. Организация режима работы...................................................................................18 стр.
4. Список литературы .................................................................................................. 20 стр.

2

1. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Клуб путешественников», разработана на основе Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ), Приказа
Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), Приказа
Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования».
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по
познавательному развитию для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Клуб путешественников» естественнонаучная.
География – это наука, которая включает в себя обширные знания, помогающие понять
устройство окружающего мира. Конечно, более глубокое и подробное знакомство с этим
предметом происходит в школе, но и дошкольном возрасте детям полезно представлять себе
планету, её океаны и континенты, страны и народы.
При изучении географии закладывается важнейшая база для формирования интеллекта,
формируется основа для будущего кругозора дошкольника. Ребёнок узнаёт, что наш мир - это не
только знакомые ему «дом-двор-садик». Изучая основы географии, он начинает фантазировать и
представлять себе другие страны, людей и животных, их населяющих, учится мыслить шире.
Детям становится очень интересно, а какое же место занимает в этой вселенной их дом, город,
страна? Что происходит в других местах, что за люди там живут и чем они отличаются от нас? И
первые основы в изучении окружающего мира должны даваться нами — дошкольными
работниками.
Проблема: Несформированность первичных географических представлений детей о нашей
родине и планете земля.
Актуальность.
Формирование первичных географических представлений детей – новое направление
дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которого реализуется в
настоящее время. Для разностороннего развития детей подготовительной к школе группы важно
развивать эрудированность, расширять границы познания окружающего мира, формировать
планетарное сознание. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к миру
природы можно через разные формы организации, разные формы образовательной деятельности
детей.
Педагогическая целесообразность
Программа «Клуб путешественников» великолепно подходит для углубленного
исследования детьми вместе с родителями многообразия жизни на земле. Конечно, важна здесь и
направляющая роль воспитателя как координатора, человека, который подсказывает и помогает
найти закономерности и зависимости, поможет систематизировать полученные знания.
Часть детей способна самостоятельно и с помощью взрослого (родителей) организовать поиск
новых представлений и знаний о многообразии жизни на нашей планете. Эти дети путешествуют с
родителями по миру, им интересно рассматривать энциклопедическую литературу, в результате
чего у них накапливается определенное информационное поле, сведения, которыми они могли бы
поделиться с другими детьми. Для другой части детей актуальнее будет создавать макеты,
обыгрывать их, используя ту информацию, которой поделились другие. И в результате все дети
постепенно будут втянуты в процесс познания.
Познавать мир лучше комплексно, охватывая не только какую-то одну его сторону, а
постараться раскрыть детям многообразие мира. Разнообразный познавательный материал
объединяется вокруг одной изучаемой темы.
Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования представлений о
3

разнообразии Земли.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы:
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года гласит, что в
экологическом воспитании детей необходимо создавать условия для повышения уровня
экологической культуры, воспитания бережного отношения к природным богатствам России и
мира. Формирование представлений о материках, умений понимать план и карту, ориентироваться
на местности имеет важное значение, как для подготовки детей к школе, так и для их общего
умственного развития. Усвоение детьми представлений, которые лежат в основе понимания
пространственных отношений географических объектов, сказывается на развитии личности детей.
Согласно требованиям ФГОС ДО познавательного развития ребенка должно осуществляться в
разных видах деятельности, направленной на развитие у дошкольников любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об
объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях её природы и многообразии стран.
Отличительная особенность рабочей программы: одним из методов географического
путешествия в нашем проекте Shifu Глобус Orboot. Наше путешествие мы совершим при помощи
Shifu Глобус Orboot. Обучающая игрушка с дополненной реальностью Shifu Глобус Orboot
перенесет ребенка в далекие страны и поможет путешествовать, не выходя из дома. Глобус
является действительно тем предметом, который с детства манит своим оригинальным видом в
форме шара и красивым цветом голубых океанов и оранжевых континентов.
Чем так привлекателен глобус для дошкольников. Прежде всего, при первом знакомстве с
таинственным шаром они подходят поближе, и, если умеют читать, пытаются прочитать названия
стран, океанов и городов. В ходе ознакомления происходит процесс запоминания, и информация
откладывается в голове надолго. Интерактивный глобус оживает при помощи камеры, которая
показывает океаны и страны в 3D версии. При этом создается впечатление, что объекты
расположены совсем рядом. С помощью глобуса дети познают азы географии и лучше осознают
мир. С помощью полезных опций ребенок совершает увлекательное путешествие, в ходе которого
получает истинное наслаждение. Данное оборудование - это не только интересное развлечение. По
завершению занятий требуется ответить на вопросы. Если занятия проходят в составе группы, то
существует режим с викторинами. В программном комплексе существует возможность
зарегистрироваться, после чего подбирать уровни сложности.
Принцип действия: Достопримечательности, изобретения и животные появляются на экране
устройства в 3D и становятся частью глобуса! Сканируйте звездочки на глобусе, чтобы
увидеть разные объекты в 3D, и отправляйтесь в 4D-приключение с помощью голосовыхмодулей:
послушайте интересные факты и рассказы об особенностях каждой страны. Глобус без границ
и названий: исследуйте и учитесь одним прикосновением пальца! Глобус можно вращать на 360
градусов.
Удовлетворяя свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, дети
овладевают причинно-следственными, классификационными, пространственными и
временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в
единую картину мира.
Педагогические технологии:
 технология группового обучения
 технология развивающего обучения
 технология коллективного взаимообучения
 здоровьесберегающая технология
 технология игровой деятельности
Возраст детей:
Возраст детей, участвующих в реализации программы 6-7 лет.
Сроки реализации программы: 1 год.
4

1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
Развитие элементарных естественно - научных представлений о Земле, посредством
ознакомления с основами географии.
Задачи программы:
Образовательные:
 Раскрыть содержание представлений о материках у детей старшего дошкольного возраста
 Формировать первичные представления о планете Земля.
 Способствовать формированию представлений детей о климатических условиях на разных
континентах земли, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного
мира.
 Познакомить детей с природными зонами Земли, расширить представления о животном и
растительном мире разных климатических зон.
 Способствовать формированию элементарных представлений детей старшего дошкольного
возраста о расах и народах, населяющих Землю, их традициях, быте, культуре, особенностях
жизни.
 Расширить представления детей о глобусе, познакомить дошкольников с физической картой
мира, картой природных зон Земли, формировать умения находить на глобусе и карте
географические объекты.
 Познакомить детей с материками, определять расположение материков на карте.
 Учить соотносить страну и материк и расширить представления о животном мире разных
материков.
 Познакомить детей с естественными ресурсами планеты и их использованием в
деятельности людей.
 Учить детей устанавливать взаимосвязи в природе, делать простейшие выводы о влиянии
климата на жизнеспособность флоры и фауны.
 Расширить представления детей о России, познакомить с водными объектами, городами,
народами страны и мира.
 Развивать способности детей старшего дошкольного возраста анализировать особенности,
видеть закономерности жизни в разных природных зонах, на разных континентах, в разных
странах.
Развивающие:
 Развивать познавательный интерес и любознательность.
 Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира.
 Развивать умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстникамии
самим воспринимать новую информацию от сверстников.
 Обогащать предметно-развивающую среду группы, раскрывающей особенности разных
континентов и ее обитателей.
 Формировать представления о том, что человек часть природы, закрепить умение бережнои
заботливо относиться к природным ресурсам.
Воспитательные:
 Воспитывать интерес и желание познавать окружающий мир.
 Способствовать активной позиции семей воспитанников в совместной проектной
деятельности.
 Формирование
позитивных установок
к
различным видам труда и
творчества.
 Воспитывать у детей интерес, уважение к культуре разных народов.

5

1.3. Принципы и подходы к реализации программы
Образовательный процесс строится на общедидактических и специфических принципах:
• принцип систематичности и последовательности: концентрическое освоение
программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к
трудному», «от простого к сложному» обучения;)
• принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и
понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в
сознании дошкольников
• принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на
этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями,
соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
• онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
• принцип научности
Таким образом, содержание программы определено с учетом дидактических принципов:
от простого к сложному, систематичности, доступности и повторяемости материала.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
- овладение элементарными представлениями о науке география, как науке об окружающем
мире.
- формирование у детей элементарных естественно - научных представлений о Земле, о ее
природных объектах, о многообразии стран и народов мира.
- умение ориентироваться на карте и глобусе, находить географические объекты.
динамика в развитии любознательности, познавательной активности, познавательного
интереса.
- повысился интерес к природе и бережное отношение к планете Земля.
- пополнение словарного запаса географическими понятиями и терминами.
- умение детей делать выводы, выдвигать гипотезы.
- обогащение
развивающей предметно-пространственной среды, способствующей
развитию познавательной и творческой активности детей.
- заинтересованность родителей в изучении детьми географии, накопление практических
материалов.
Мониторинг на начало и конец учебного года
Ф.И.
ребенка

Имеет
представление о
материках, их
отличительных
климатических и
природных
особенностях.

Имеет
представление о
зависимости
растительного
мира материков
от климата;
знает
представителей
флоры
материков.

Имеет
представление о
зависимости
животного мира
материков от
климата; знает
представителей
фауны
материков.

Имеет
представление
о многообразии
рас и народов
Земли, их быте,
традициях и
обычаях;

Знает
достопримеч
ательности
различных
континентов
и стран.

Высокий уровень – (3 бала) овладевший материалом в полном объеме (11-15 балов).
Средний уровень – (2 бала) овладевший половиной изученного материала (6-10 балов).
Низкий уровень - (1 бал) овладевший менее чем половиной изученного материала (5-1
балов).

6

Формы подведения итогов реализации программы:

Формы текущей аттестации:
 Выставка, конкурс, открытое занятие для родителей, презентация творческих работ, и
др.

Формы промежуточной аттестации:
 Беседа, наблюдение.
 Проведение КВН, рассказ о странах дошкольникам другихгрупп.
 Проведение совместного заседания с участиемродителей.
. Порядок и периодичность:
 1 раз в квартал

7

2. Содержательный раздел программы
2.1. Описание образовательной деятельности.
2.1.1 Учебно-тематический план
№

1

2
3
4
5
6
7

8

9

10
11
12
13

14

15

16
17
18

19

20
21
22
23

Наименование разделов и тем

Вводное занятие на тему:
«Кто такие путешественники?»
Понятие «География».
«Глобус- модель Земли».

Количество часов
Теория
Теория
Практика

Всего

Формы
аттестации/контроля

1

1

Беседа, обсуждение.

1

1

Беседа, обсуждение

Коллективная аппликация
«Наша планета».
«Карта».
«Континенты и страны»
Д/игра «Найди на карте»
«Животные
разных континентов»
Рисование «Зоопарк»
«Государства и
города».
«Россия-великая
наша
страна!».
«Москва - столица государства
Российского».
Символика
«На просторах нашей Родины».
«Животный мир России»
«Растительный мир России »
Арктика
Такие веселые пингвины

1

1

Беседа, обсуждение

1

1

Беседа, обсуждение
Беседа, обсуждение

1

1

Беседа, обсуждение

1

1

Беседа, обсуждение

1

1

Беседа, обсуждение

1

1

Беседа, обсуждение

1

1

Беседа, обсуждение

«Придуманные страны».
«Водная стихия»
Исследование «Изучаем свойства воды»
«Горные вершины»
Коллективная лепка
«Уральские горы»
«Полезные ископаемые»
«Чудесные свойства материалов»
Лепка из глины.
Повторение и закрепление пройденного
материала: викторина «Покоряем
вершины»
«Климатические пояса»
«Природные явления»

1
1

1
1

Беседа, обсуждение
Беседа, обсуждение

1

1

Беседа, обсуждение

1

1

Беседа, обсуждение

1

1

Беседа, обсуждение

1
1

1
1

Беседа, обсуждение
Беседа, обсуждение

«Погода»
Рисование «У природы нет плохой
погоды»
Дид. игра «Отгадай
кроссворд» Повторение и закрепление
пройденного материала.
«Фольклор». Разучивание р.н.песни
«Вехи русской истории». «Подвиги
защитников Отечества»
Ручной труд «Военнаятехника»
Рисование «Любимаяр.н. сказка»

1

1

Беседа, обсуждение

1

1

Беседа, обсуждение

1
1

1
1

Беседа, обсуждение
Беседа, обсуждение

1
1

1
1

Беседа, обсуждение
Беседа, обсуждение

8

24
25
26

27
28

29

30
31
32

«Индия»
Лепка «Слон»
«Япония»
Оригами «Японский журавлик»
«Италия»
Ручной труд
«Театральная маска».
«Греция».
«Олимпийские игры»
«Франция»
«Столица моды».
«Театр моды». Ручной труд «Одежда из
бумаги»
«Англия»
Конструирование
«Замок»
«Германия», «Сказки братьев Гримм»
Игры народов Европы
Викторина «Геолёнок»
Всего:

2

1

1

Беседа, обсуждение

1

1

Беседа, обсуждение

1

1

Беседа, обсуждение

1

1

Беседа, обсуждение

1

1

Беседа, обсуждение

1

1

Беседа, обсуждение

1
1
1

1
1
1

Беседа, обсуждение
Беседа, обсуждение
Беседа, обсуждение

30

32

2.1.2. Содержание программы
Месяц

№
неде
ли

Тема

Сентябрь

1

Вводное занятие на тему:
«Кто такие
путешественники?».
Понятие «География».

2

«Глобус- модель Земли».

1

Коллективная
«Наша планета».

Октябрь

Программное содержание

аппликация

-Выяснить с детьми кто такие
«путешественники» и чем они
занимаются
-Познакомить с понятием
«география».
-Заинтересовать, приобщить к
изучению географии.
-Дать понятие о «модели
Земли», рассмотреть глобус,
выяснить, какой цвет, что
обозначает.
-Дать знания об уникальности
нашей планеты, о
необходимости бережного отношения
к ней.
-Рассмотреть вид нашей
планеты из космоса
(презентация).
-Закрепить знания о том, что наша
планета Земля- наш общийдом.
- Воспитывать умение работать
вместе, сообща, дружно, советуясь
друг с другом.

Материал

Электронная презентация
запись песни «Весёлый
ветер»,блокноты, цветные
карандаши, раскраски.

Электронная презентация,
худ. слово,блокноты, цветные
карандаши, мультфильм
«Уроки тётушки Совы»

Электронная презентация,
иллюстрации, 3 ватмана,
цветная
бумага,
клей,
кисти.

9

2

«Карта».

3

«Континенты и страны»

4

Ноябрь

1

2

3

4

-Дать понятие- географическаякарта,
о разнообразии
географических карт.
-Выяснить, какой цвет, что обозначает
на физической карте.

-Познакомить с понятиями
«страна» и «континент». Объяснить
различие в понятиях.
- Заинтересовать поиском странна
карте.
-Продолжать поддерживать интерес
Д/игра «Найди на карте»
к поисковой деятельности
-Формировать умение играть дружно,
соблюдая правила игры
«Животные разныхконтинентов» -Познакомить с животным
миром разных континентов.
Обозначить сходство и различие.
-Продолжать формировать
экологическую культуру,
объясняя о необходимости
бережного отношения к
природе.
Рисование «Зоопарк»
-Закреплять умение правильно
передавать в рисунке
характерные черты того или
иного животного, аккуратно
пользоваться красками.
«Государства
и
города». -Повторить понятия
«Россиявеликая
наша «государство», «город»,
страна!»
«столица».
-Закрепить знания о нашем
государстве.
«Москва- столица
-Продолжать расширять знаниядетей
государства Российского».
о столице нашего государства.
Символика
-Прививать патриотические
чувства к родной земле, к
России.
-Познакомить детей с
«На просторах нашей Родины».
географическим положением России
многообразием
географических объектов на её
территории.
«Животный мир России»
-Выяснить с детьми какие животные
обитают на просторах нашей
Родины.
-Закрепить знания о повадках
животных.
- Выяснить с детьми, какие растения
«Растительный мир России »
растут на просторах нашей Родины.
-Закрепить знания об условиях,
необходимых для роста растений.
-Познакомить с понятием
Арктика
арктическая пустыня
- Показать ,как обозначаются
Такие веселые пингвины
полезные ископаемые на карте,учить
находить их на карте.

Электронная
презентация,
иллюстрации,
географические карты,
худ. слово, блокнот,
цветные карандаши.
Электронная
презентация,
географические карты:
физическая и
политическая,
интерактивный глобус.

Электронная презентация,
иллюстрации, худ. слово,
интерактивный глобус.

Электронная презентация,
иллюстрации, худ. слово,
блокнот, цв. карандаши,
интерактивный глобус.
Электронная презентация,
геогр. карта,иллюстрации,
блокнот, цв. карандаши

Электронная
презентация, геогр.
карта, глобус,
иллюстрации, блокнот,
цв. карандаши,
интерактивный глобус.

Электронная
презентация, геогр.
карта, иллюстрации,
блокнот, цв. карандаши,
интерактивный глобус.

10

Декабрь

«Придуманные страны».

2

-Расширять знания о «водной
«Водная стихия»
Исследование «Изучаем свойства стихии»: океаны, моря, реки, и т.д;,
закрепить знания о водном
воды»
транспорте.
-Пробудить интерес к поиску водных
объектов на карте и глобусе.
-Повторить материал о свойства воды
на примерах из природы, продолжать
формировать знания о круговороте
воды в природе.
-Расширять знания о «горных
«Горные вершины»
вершинах»: горные хребты, цепи,
Коллективная лепка
скалы и т.д;, .
«Уральские горы»
-Пробудить интерес к поиску горных
объектов на карте и глобусе.
-Закреплять умение правильно
передавать в лепке характерные
особенности гор, аккуратно
пользоваться пластилином.
-Продолжать формировать умение
договариваться о последовательности
работы.
«Полезные ископаемые»
-Познакомить с понятием
«Чудесные свойства материалов» «полезные
ископаемые»,
рассказать об их добыче,
Лепка из глины.
применении в
жизнедеятельности
человека,
о
работе геологов.
-Показать,
как
обозначаются
полезные ископаемые на карте,
учить находить их на карте.
-Продолжать знакомить детей со
свойствами различных
материалов(дерево, камень, уголь,
нефть и др.)
Формировать
экологическую
культуру детей.
Повторение и закрепление
-Повторить, закрепить
пройденного материала:
пройденный материал.
викторина «Покоряем
-Продолжать учить пользоваться
вершины»
полученными знаниями на практике –
применять в поисках
решений викторин.
«Климатические пояса»
- Познакомить детей с понятием
«климатические пояса».
- Рассказать о природных
особенностях того или иного
климатического пояса.

3

4

Январь

-Развивать фантазию детей,
творческое мышление, связнуюречь.

1

1

2

3

«Природные явления»

- Выяснить с детьми какие явления
происходят в природе,чем они
вызваны.
-Предложить нарисовать какоенибудь природное явление.

Электронная презентация,
мультфильм
«Уроки тётушки Совы»,
блокнот, цв. карандаши
Электронная презентация,
схема круговорота воды в
природе, иллюстрации,
блокнот, цв. карандаши

Электронная презентация,
геогр. карта, глобус,
иллюстрации, пластилин,
доски, худ. слово

Электронная презентация,
геогр. карта, глобус,
иллюстрации, блокнот, цв.
карандаши, предметы из
различных
материалов.

Электронная презентация,
геогр. карта,глобус,
иллюстрации, блокнот, цв.
карандаши.
Электронная презентация,
геогр. карта,глобус,
иллюстрации, блокнот, цв.
карандаши, интерактивный
глобус.
Электронная презентация,
иллюстрации, блокнот,цв.
карандаши

11

Февраль

Март

-Побеседовать с детьми о погоде в
разное время года, выяснить уровень
знаний по теме.
-Познакомить с погодными
условиями в разных уголках
планеты.
Предложить детям
нарисовать картину по теме.
закреплять приёмы
рисования акварельными красками.
-Повторить,
закрепить
пройденный
материал,
отгадывая кроссворд .

4

«Погода»
Рисование «У природы нет
плохой погоды»

1

Дид. игра «Отгадай
кроссворд» Повторение и
закрепление
пройденного
материала.

2

«Фольклор». Разучивание
р.н.песни

-Расширять знания детей о
фольклоре.
-Прививать любовь к устному
народному творчеству.

3

«Вехи русской истории».
«Подвигизащитников
Отечества»

4

Ручной труд «Военнаятехника»

-Рассказать о наиболее значимых
событиях в историинашего
государства.
-Воспитывать чувство гордостиза
героев- защитников
-Продолжать развивать
конструктивные способностидетей.

1

Рисование «Любимаяр.н.
сказка»

-Продолжать учить детей
задумывать сюжет рисунка и
воплощать его в рисунке.

2

«Индия»
Лепка «Слон»

3

«Япония»
Оригами «Японский журавлик»

4

«Италия»
Ручной труд
«Театральная маска».

-Познакомить с географическим
положением, научить находить
страну на карте.
-Рассказать о традициях,
достопримечательностях
страны.
-Учить передавать в лепке
характерные особенности
животного.
-Воспитывать аккуратность в
работе с пластилином.
--Познакомить с
географическим положением,
научить находить страну на карте.
-Рассказать о традициях,
достопримечательностях страны.
-Продолжать формировать умения
в искусстве оригами, развивать
мышление.
- Воспитывать умение доводить
начатое дело до конца.
Познакомить с географическим
положением, научить находить
страну на карте.
-Рассказать о традициях,
достопримечательностях страны
-Продолжать учить вырезать по
шаблону и украшать предмет.
-Прививать любовь к искусству.

Электронная презентация,
краски, кисти, альбом,
иллюстрации.

Электронная презентация,
геогр. карта,глобус,
иллюстрации, блокнот, цв.
карандаши
Электронная презентация,
сказки, потешки,
пословицы, иллюстрации,
блокнот,цв. карандаши
Электронная презентация,
иллюстрации, блокнот,цв.
карандаши
Электронная презентация,
геогр. карта,глобус,
иллюстрации, блокнот, цв.
карандаши
Электронная презентация,
иллюстрации, блокнот,цв.
карандаши
Электронная презентация,
геогр. карта, глобус,
иллюстрации, блокнот, цв.
карандаши
Пластилин, доски, образец,
интерактивный глобус.

Электронная презентация,
геогр. карта, глобус,
иллюстрации, блокнот, цв.
карандаши
Образцы, бумага,
интерактивный глобус.

Электронная презентация,
геогр. карта, глобус,
иллюстрации, блокнот, цв.
карандаши, цветной картон,
клей, кисти, гуашь, паетки,
образцы, интерактивный
глобус.

12

Апрель

Май

1

«Греция».
«Олимпийские игры»

2

«Франция»
«Столица моды».
«Театр моды». Ручной труд
«Одежда из
бумаги»

3

«Англия»
Конструирование
«Замок»

4

«Германия», «Сказки братьев
Гримм»

1

Игры народов Европы

2

Викторина «Геолёнок»

Познакомить с географическим
положением, научить находить
страну на карте.
-Рассказать о традициях,
достопримечательностях страны
-Расширять знания об
олимпийских играх, о видах
спорта.
- Прививать потребность
заниматься спортом.
Познакомить с географическим
положением, научить находить
страну на карте.
-Рассказать о традициях,
достопримечательностях страны
-Расширять знания детей о моде.
-Прививать эстетический вкус и
культуру.
-Привлечь детей к изготовлению
простейших образцов одежды из
бумаги.
-Воспитывать умение трудиться
сообща, распределяя работу.
Познакомить с географическим
положением, научить находить
страну на карте.
-Рассказать о традициях,
достопримечательностях страны
-Приучать к совместной
конструктивной деятельности по
схеме.
Познакомить с географическим
положением, научить находить
страну на карте.
-Рассказать о традициях,
достопримечательностях страны
-Обогатить знания детей о сказках
братьев Гримм и сравнить их с р.н.
сказками.
-Познакомить с играми народов
Европы.
-Развивать смекалку, ловкость и
быстроту
-Закреплять пройденный
материал.
-Развивать умение использовать
полученные знания на практике.

Электронная презентация,
геогр. карта, глобус,
иллюстрации, блокнот, цв.
карандаши, интерактивный
глобус.

Электронная презентация,
геогр. карта, глобус,
иллюстрации, блокнот, цв.
карандаши, интерактивный
глобус.

Электронная презентация,
геогр. карта, глобус,
иллюстрации, блокнот, цв.
карандаши, интерактивный
глобус.

Электронная презентация,
геогр. карта, глобус,
иллюстрации, блокнот, цв.
карандаши, интерактивный
глобус.

Электронная презентация,
геогр. карта,глобус,
иллюстрации, блокнот, цв.
карандаши, интерактивный
глобус.
Электронная презентация,
геогр. карта,глобус,
иллюстрации, блокнот, цв.
карандаши.

2.1.3.Календарный учебный график
№
п/п
1

Месяц

Число

Время
проведения
занятия

сентябрь

21.09.

16.15

Форма
занятия
Беседа

Колво
часов
1

Тема
занятия

Место
проведе
ния

Вводное занятие на Помеще
ние
тему: «Кто такие
группы
путешественники?
» Понятие
«География».

Форма
контроля
Беседа,
обсуждение

13

2

сентябрь

28.09.

16.15

Беседа

1

«Глобус- модель
Земли».

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

3

октябрь

5.10.

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

Коллективная
аппликация
«Наша планета».

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

4

октябрь

12.10

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

«Карта».

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

5

октябрь

19.10

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

6

октябрь

26.10

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

«Континенты и
страны»
Д/игра «Найди на
карте»
«Животные разных
континентов»
Рисование
«Зоопарк»

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

«Государства и
города».
«Россия-великая
наша страна!».
«Москва - столица
государства
Российского».
Символика
«На
просторах
нашей
Родины».
«Животный мир
России»
«Растительный
мир России »
Арктика
Такие
веселые
пингвины

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

Помеще
ние
группы
«Водная стихия»
Помеще
Исследование«Изу ние
чаем свойства
группы
воды»
Помеще
«Горные
ние
вершины»
группы
Коллективная

Беседа,
обсуждение

7

ноябрь

2.11.

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

8

ноябрь

9.11.

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

9

ноябрь

16.11.

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

10

ноябрь

23.11.

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

11

декабрь

7.12.

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

12

декабрь

14.12.

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

13

декабрь

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

14

декабрь

21.12.

28.12

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

«Придуманные
страны».

лепка
«Уральские горы»
«Полезные
ископаемые»
«Чудесные
свойства
материалов»

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

Беседа,
обсуждение

Беседа,
обсуждение

14

Лепка из
глины.
Повторение и
закрепление
пройденного
материала:
викторина
«Покоряем
вершины»

15

январь

11.01.

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

16

январь

18.01.

16.15

1

«Климатические
пояса»

17

январь

25.01

16.15

1

«Природные
явления»

18

Январь
(февраль)

1.02.

16.15

Беседа
Игра –
презентация
Беседа
Игра –
презентация
Беседа
Игра –
презентация

Помеще
ние
группы
Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

1

«Погода»
Рисование «У
природы нет
плохой погоды»

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

19

февраль

8.02.

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

Дид. игра
«Отгадай
кроссворд»
Повторение и
закрепление
пройденного
материала.
«Фольклор».
Разучивание
р.н.песни

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

20

февраль

15.02.

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

21

февраль

22.02.

16.15

Беседа
Игра –
презентация

«Вехи русской
истории».
«Подвиги
защитников
Отечества»
Ручной труд
«Военная
техника»

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

22

февраль

29.02.

16.15

1

23

март

7.03.

16.15

Беседа
Игра –
презентация
Беседа
Игра –
презентация

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

1

Рисование
«Любимаяр.н.
сказка»

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

24

март

14.03.

16.15

Беседа
Игра –
презентация
Беседа
Игра –
презентация

1

«Индия»
Лепка «Слон»

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

25

март

21.03.

16.15

1

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

Беседа
Игра –
презентация

1

«Япония»
Оригами
«Японский
журавлик»
«Италия»
Ручной труд
«Театральная
маска».

26

март

28.03

16.15

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

Беседа,
обсуждение

15

27

апрель

4.04.

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

«Греция».
«Олимпийски
е игры»

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

28

апрель

11.04.

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

«Франция»
«Столица моды».
«Театр моды».
Ручной труд
«Одежда из
бумаги»

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

29

апрель

18.04

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

«Англия»
Конструирование
«Замок»

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

30

апрель

25.04.

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

«Германия»,
«Сказки братьев
Гримм»

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

31

май

2.05.

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

Игры народов
Европы

Помеще
ние
группы

Беседа,
обсуждение

32

май

16.05.

16.15

Беседа
Игра –
презентация

1

Викторина
«Геолёнок»
с участием
родителей.

Помеще
ние группы

Беседа,
обсуждение

16

3. Организационный раздел программы
3.1. Описание условий реализации Программы и особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и
совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также
возможность для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
 реализацию различных образовательных программ;
 учет национально-культурных, климатических условий, в которых
 осуществляется образовательная деятельность;
 учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной,
трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию
Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания,
соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным,
оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря обеспечивает:
 игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том
числе с песком и водой);
 двигательную активность;
 эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно
пространственным окружением;
 возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
 возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды (детской мебели, мягких модулей, ширм и т.п.);
 наличие в дошкольном образовательном учреждении или группе
полифункциональных предметов, в том числе природных материалов,
пригодных для использования в разных видах детской активности.
Вариативность среды предполагает:
 наличие в дошкольном образовательном учреждении или группе различных
пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей;
 периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
 доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
 свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды деятельности;
 исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствии всех ее
элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
17

В помещении, где проводятся занятия, создана оптимально насыщенная, целостная,
многофункциональная среда.
Для проведения занятий данной программы необходимо помещение, оборудованное
детской мебелью (столами) и рассчитанное минимум на 10 человек.
Место проведения: помещение группы.
Материально-техническая база:
3.2 Обеспеченность методическими материалами
Для реализации Программы используются следующие дополнительные методические
материалы и средства обучения:
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения
1.Технические средства обучения
Обучающая игрушка с дополненной реальностью Shifu Глобус Orboot.
Карта мира, глобус, карта мира.
2. Информационное обеспечение
Мультимедийные презентации, видео уроки для дошкольников по теме «География».
Слайдовые презентации, видеотека, папки - передвижки, фотоальбомы.
3. Научно – методическое обеспечение
Методические материалы для воспитателей ДО, консультативная работа с родителями.
4. Дидактическое обеспечение:
Атлас мира, подбор открыток, фоторепродукций, оформление мини-музея «Природные зоны
России».
3. Оборудование центра художественного творчества.
Акварельные краски, гуашь, кисти разных размеров, непроливайки, салфетки.
«Инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования; ватные полочки,
тычки, поролоновые тампоны, пластилин.
3.3. Организация режима работы
Программа рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст). Для успешного освоения
программы численность детей должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся один
раз в неделю, со второй половины сентября по май, во второй половине дня.
Продолжительность занятий 30 минут.
Режим занятий
Группа
Подготовительная группа

В месяц

в год

Кол-во
детей
в группе

4

32

8 – 10

Количество занятий

Технологии, формы и методы
Технология группового обучения.
Технология программированного обучения. Технология блочно -модульного обучения. Технология
дифференцированного обучения. Технология развивающего обучения.
Технология проблемного обучения.
Технология исследовательской деятельности. Технология игровой деятельности.
Методы обучения и воспитания:
-Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих
презентаций, рассматривание схем, таблиц, дидактические игры, показ иллюстраций, показ
исполнения педагогом, наблюдение, работа по образцу)
18

-Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, дискуссии, рассказ, беседа,
объяснение, загадывание загадок, художественное слово)
-Познавательные (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового
материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций,
восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
-Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в
процессе выполнения практических заданий);
-Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке
проектов).
-Проблемный- (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий
(предметов), самостоятельное их преобразование.)
-Игровой- (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для
обыгрывания сюжета.)
-Частично-поисковый, исследовательский, практический, объяснительно- иллюстративный,
репродуктивный, дискуссионный, проектный.
-Убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
-Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки
собственных моделей)
-Систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.)
-Соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому
конструированию).
Форма организации учебного занятия:
-Беседа
-Экскурсии
-Игра – презентация
-Наблюдение
-Опыты
-Просмотр видеороликов «Модная география».
-Практическое занятие с помощью педагога
-Выставка
-Ролевая игра
-Познавательная игра
-Задание по образцу (с использованием инструкции)
-Викторина
-Проект
-Самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или
одного-двух занятий);
-Соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях);
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
Формы работы с семьями воспитанников
Рекомендации родителям о посещении детьми с родителями музеев, выставок, зоопарка (можно
виртуально).
Индивидуальные консультации в том числе с интерактивными технологиями. Приобретение книг и
энциклопедий по географии.
Чтение детям о жизни животных на материках. Изготовление макетов «Природные зоны Земли».
Пополнение играми и пазлами по изучаемой теме. Просмотр познавательных мультфильмов по
географии. Совместные досуговые мероприятия.

19

4. Список литературы.
1.
Стратегия развития воспитания до 2025 года от 29.05.2015 № 996-р утверждена Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. – URL:
http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r1. – Текст: электронный.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. –
URL:https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
3.
Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений
/ Н.Е. Веракса. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с. –
4.
Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников: учеб. пособие / В.А. Дергунская. –
Москва: Центр педагогического образования, 2012. – 144 с.
5.
Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. – Москва: Сфера,
2008. – 64 с. –
6.
Игнатова, В.А. Формирование экологической культуры теория и практика / В.А. Игнатова. –
Москва: Карапуз, 2016. – 27 с.
7.
Кириенко, С.Д. Интеграция содержания образования в практике работы ДОУ / С.Д.
Кириенко. – Текст: непосредственный // Начальная школа. Плюс до и после. – 2011. – № 9. – С. 1−5.
8. Колтунова, И.Р. Окружающий мир: для обучения детей в семье и детском саду: учеб. пособие /
И.Р.Колтунова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2015. – 116 с.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».