положение о взаимодействии с семьей 2021

 сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов дошкольного
образовательного учреждения;
• формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
1.1. Основные задачи работы:
•
организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей:
•
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения:
•
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
• оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
•
взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
•
осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации)
•
активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных представителей)
воспитанников, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
•
выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ДОУ к традиционной
культуре;
•
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
•
выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными представителями)
воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;
•
гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга;
•
повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в области зашиты прав и достоинств ребенка:
• повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей (законных
представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, речевого, технического развития детей;
• создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских
взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы ДОУ
3.1.
Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с
семьями воспитанников строится в соответствии с принципами.
3.2.
Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:
• принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих., равноправных и
партнерских отношений в системе «ДОУ — семья»:
• принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а
так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия:
• принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка.
• принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным учреждением и
семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
• принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосфер;
• принцип доступности каждый желающий может участвовать в мероприятиях (коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения);
•
принцип доброжелательности всех участников содружества;
•
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной программы дошкольного образовательного учреждения не допускается никакого принуждения).

•
принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной культуре:
•
принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
•
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника;
•
принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».

4. Организация работы
4.1.
Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет дошкольного образовательного учреждения. Его содержание определяется задачами, стоящими перед детским садом и конкретными условиями работы.
4.2.
Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
предполагает следующие этапы работы:
изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
• группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего
ребенка, других детей группы;
• составление программы совместных действий педагога и родителей (законных представителей);
• анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
• целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
• планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение
круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных ориентиров и развитию
личности ребенка);
• конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
•
•

• сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями
(законными представителями) группы;
• взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
• одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;
• обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных общечеловеческих ценностей;
• учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной
культуры;
• ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
• соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
• посещение семей на дому;
• анкетирование:
• наглядная пропаганда педагогических знаний;
• родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания); консультации,
инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы; презентации опыта работы:
• дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
• круглые столы;
• деловые игры;
• тренинги:
• почта доверия:

семейные проекты;
творческие проекты:
• тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
• вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей);
• совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами
 семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение родительских собраний, повышение активности родителей и формирование ценностноориентированного общения детей и
взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм
работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приёмы сотрудничества ДОУ с семьей
• методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и методов реализации, корректировки:
• методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль):
• методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов
сотрудничества, экспертная оценка).
•
•

Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении, формирование партнерского сообщества работников, детей и их родителей (законных представителей) партнерского сообщества работников, детей и
их родителем (законных представителен) воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
• создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и родителей (законных
представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки:
• переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга:
• соблюдение принципа единства воспитательных воздействий дошкольного образовательного учреждения и семьи:
• тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности
точки зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива
дошкольного образовательного учреждения с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем, другими дошкольными образовательными учреждениями.

5.

Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации, а также основной образовательной программы дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении
их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного образования, в том
числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями)
воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.

6.

Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ДОУ, как показатель роста педагогических интересов,
знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

7.

7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников мероприятий по
педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других
родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к
пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической
литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, организуемых в дошкольном образовательном учреждении.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной
значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей) воспитанников о
воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении.
7.7. Критерии анализа годового плана:
•
планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в
работе с семьей за прошлый год:
•
учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при планировании содержания мероприятий;
•
разнообразие планируемых форм работы;
•
планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
•
разнообразие форм методической помоши педагогическим работникам ДОУ в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации,
деловые игры, тренинги и т.д.);
•
выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями
воспитанников;
•
выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в дошкольном образовательном учреждении.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
•
планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей (законных представителей) воспитанников;
•
разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
•
разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
•
отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны
родителей);
•
учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при организации последующих мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.
Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации основной
образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников осуществляется заведующим и старшим воспитателем дошкольного образовательного учреждения в соответствии с настоящим Положением.
8.3. Старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
•
посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об этом
воспитателя;
•
изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников по производственной необходимости:
•
привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в дошкольном образовательном учреждении.
8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития партнерства
является Совет ДОУ - постоянный коллегиальный орган управления, в состав которого избираются
работники дошкольного образовательного учреждения, родители, представители Учредителя.
8.5. Совет дошкольного образовательного учреждения имеет полномочия;
•
определение основных направлений развития дошкольного образовательного учреждения;
•
организация работы по защите прав и интересов участников образовательных отношений;
•
контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в детском саду,
сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников;
•
поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному развитию воспи-

8.

танников дошкольного образовательного учреждения;
•
участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений в случаях, когда это необходимо.
Документация
9.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию, отражающую основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
9.2. В перечень документации включены;
•
планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по дошкольному образовательному учреждению на учебный год;
•
протоколы групповых родительских собраний;
•
конспекты мероприятий;
•
отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге:
•
протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного учреждения.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о проделанной
работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности.

9.

Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие)
приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.
10.1 настоящего Положения,
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

10.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».