Образовательная программа по экологии

1

Содержание
I
1.1.
1.2.
1.3.
II
2.1
2.2.
2.3.
2.4.
III
3.1.
3.2.
3.3.

Целевой раздел
Пояснительная записка ………………………………………….
Возрастные особенности развития старших дошкольников….
Планируемые результаты освоения программы………………...
Содержательный раздел
Формы образовательной деятельности…………………………
Учебно-тематический план по экологии с детьми (6-7 лет).
Содержание программы………………………………………….
Календарно-учебный график…………………………………….
Организационный раздел
Описание материально
– технического
обеспечения
Программы………………………………………………………..
Организация образовательной деятельности………………….
Диагностический инструментарий…………………………….
Список литературы………………………………………………

2

3
5
7
8
18
19
23

22
22
23
30

I.
Целевой раздел
1.1 . Пояснительная записка
Программа «Экология для детей дошкольного возраста» разработана на
основе программ по экологическому воспитанию для детей дошкольного
возраста «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н.А.
Рыжовой, «Экология для самых маленьких» Т.А. Скалон и предлагается для
реализации в МБДОУ Первомайский детский сад «Берёзка».
Одним из важнейших инструментов реализации концепции «устойчивого
развития», направленной на обеспечение благополучного существования
человечества, является экологическое образование населения. Иначе, при
быстром возрастании численности населения Земли и современной
хозяйственной деятельности, вызывающей загрязнение окружающей среды,
вымирание видов и т.п., биосферу ожидает глобальная экологическая
катастрофа, которая поставит под угрозу будущее всего человечества (Н.Н.
Моисеев, Н.Ф. Реймерс).
Экологическое образование, воспитание и просвещение населения
является насущной потребностью дальнейшего развития и процветания
человечества. По мнению ученых (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, С.Н.
Николаева, И.Т. Суравегина и др.) оно должно стать непрерывным и
всеобщим, где первым звеном является экологическое воспитание детей в
детских дошкольных учреждениях.
Дошкольное детство – начальный этап становления мировоззренческой
позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире,
формирования определенного отношения ко всему, что окружает ребенка.
Истоки подобной значимости, как считают специалисты, кроются в
психофизических особенностях детей дошкольного возраста – в их особой
чувствительности,
эмоциональности,
любознательности,
целостном,
нерасчленённом мировосприятии. Все это создает базу для обучения и
воспитания дошкольников в духе экологической ответственности (Рыжова,
1997, Николаева, 2000).
Процесс обучения должен быть последовательным с элементами
усложнения и с учетом возрастных периодов дошкольного возраста
(Николаева, 2000).
Программа
«Экология
для
детей
дошкольного
возраста»
осуществляется на основе комплексного подхода, предполагающего
взаимосвязь занятий по ознакомлению дошкольников с природой с игровой,
изобразительной и исследовательской деятельностью, с музыкой,
литературой, а также выполнение физических упражнений. Занятия по
экологии включают элементы театрализации, конструирование, рисование,
лепку, физкультуру, постановку и проведение опытов, выполнение
аппликаций и поделки из природного материала. Это дает дополнительные
возможности для экологического воспитания дошкольников, а также
сотрудничества всех педагогов дошкольного учреждения.
3

Данная программа разработана на основе нормативно-правовых
документов, регламентирующих организацию деятельности дошкольных
образовательных организаций:
с законами РФ и распоряжения правительства РФ
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
с документами Министерства образования и науки РФ
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.
№
1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам дошкольного образования»;
с документами Федеральных служб
- Новые Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
труда
(сокращённо
СП
2.2.3670-20)
утвердил
Главный
государственный санитарный врач РФ (она же – глава
Роспотребнадзора) постановлением от 02.12.2020 № 40.
с локальными документами
 Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения Первомайский детский сад «Берёзка» с. Первомайского.
Содержание
программы
реализуется
на
основе
принципа
интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании.
Она направлена не только на формирование экологической культуры
ребенка, но и на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать
наблюдения, видеть красоту окружающего мира, устанавливать взаимосвязи
в окружающем мире, эмоционально сопереживать), на интеллектуальное,
эстетическое, речевое развитие, формирование чувства патриотизма.
Срок реализации «Программы» – 1 год.
Программа: адаптирована для детей 6-7-ми летнего возраста, с учетом
физиологических, возрастных, психологических особенностей.
Цель программы - экологическое обучение и воспитание дошкольников и
формирование начал экологической культуры личности.
Задачи программы:
- формировать начала экологической культуры личности;
- обеспечить передачу детям первичных знаний экологической
направленности о природе, её объектах и явлениях, связях между ними;
- формировать элементарные нравственные представления о правилах
поведения в природной и городской среде, бережного отношения к
растениям и животным;
- интеллектуально развивать дошкольника;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира;
- формировать патриотическое чувство.
4

Учебный материал построен с учетом возрастных особенностей
дошкольников и рассчитан на 1 год.
Структура программы предусматривает проведение 36 занятий в год по
экологии в подготовительной группе с сентября по май (по одному занятию в
неделю). Общее количество часов за один год обучения– 36.
Форма работы: групповая.
1.2 Возрастные особенности развития старших дошкольников
В основе реализации программы лежат психологические особенности
старшего дошкольного возраста. В этом возрасте продолжают развивается
различные психические процессы: восприятие, внимание, память. У детей
старшего дошкольного возраста (6-7 лет) происходят большие изменения высшей
нервной деятельности. В течение седьмого года жизни совершенствуются
основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это
благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные
реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными.
Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, что
связано с возрастающей физической выносливостью.
Формируются социальные представления морального плана. Старшие
дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о
добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного
опыта и литературы.
Расширяются
интеллектуальные
возможности
детей.
По
своим
характеристикам головной мозг семилетнего ребенка приближается к показателям
мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет существенные признаки в
предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи
между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют
достаточным объемом временных представлений: утро-день-вечер-ночь; вчерасегодня-завтра, раньше-позже; ориентируются в последовательности дней недели,
времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно
осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости: слева-направо, вверхувнизу, впереди-сзади, близко-далеко, выше-ниже и т.д.
Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников
постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей
привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты.
Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое
другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить
полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей
«маленьких философов» о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего. Для
объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и
телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях,
5

звездных войнах.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает
намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более
устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных
психических процессов.
Ученые указывают, что педагоги «в процессе учебно-воспитательной работы
должны обязательно обращать внимание на полноценное развитие памяти у
детей…Память, так же, как и мышцы, можно и нужно тренировать… Материал для
запоминания должен быть понятен и логичен… Педагог должен следить за
содержанием речи, контролировать логику…». Исходя из вышесказанного,
большая часть занятий данной программы построена на основе явлений природы и
природных объектов, с которыми дети сталкиваются в своей повседневной жизни,
что облегчает восприятие даваемого познавательного материала. Для дальнейшего
развития памяти важно формирование внимания, что тоже находится под влиянием
воспитательных воздействий.
Продолжается совершенствоваться речь. Развивается продуктивное
воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного
описания различные миры, например, космос, космические путешествия,
пришельцев, замок принцессы, волшебников и др. Эти достижения находят
воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских
рассказах.
Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному
решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для
достижения конечной цели. Взрослый помогает детям в освоении конкретных
способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.
Увеличивается интерес старших дошкольников к общению со взрослыми.
Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор.
Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями.
Равноправное общение со взрослым поднимает самооценку ребенка, помогает
почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное
общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является
важнейшим условием их полноценного развития.
Исходя из возрастных особенностей старших дошкольников, программа
«Экология для детей дошкольного возраста» осуществляется на основе
комплексного подхода, предполагающего взаимосвязь занятий по ознакомлению
дошкольников с природой с игровой, изобразительной и исследовательской
деятельностью, с музыкой, литературой, а также выполнение физических
упражнений. Это дает дополнительные возможности для экологического
воспитания дошкольников.

6

1.3. Планируемые результаты освоения программы
Реализация программы “Экология для детей дошкольного возраста”
позволит:
расширить представления детей дошкольного возраста о многообразии
мира живой природы, хрупкости сложных взаимосвязей в природе;
развить эмоциональное, бережное отношение к объектам окружающего
мира, умение видеть их красоту;
привить навыки грамотного поведения в природной среде;
развить эстетические чувства на основе эмоционального восприятия
мира природы, потребность общения с ней;
формировать патриотические чувства.
В конце обучения (6-7 лет) дети:
- владеют начальными знаниями о Вселенной и солнечной системе.
- причиной существования времён суток и года,
- происхождением жизни на Земле.
- знают о различных природных зонах, их многообразии,
- особенностях внешнего строения животных и растений в зависимости от
среды обитания.
- знакомы с различными представителями мировой фауны и флоры.
- имеют представления о родном крае.

7

II.

Содержательный раздел программы

2.1 Формы образовательной деятельности
Организация занятий предусматривает учебно-воспитательную работу в
специально оборудованном помещении, на экскурсиях в природную среду и
в группах через различные формы:
беседу, рассказ, чтение;
интегрированные эколого-оздоровительные и эколого-изобразительные
занятия с традиционной и нетрадиционной техникой изображения;
наблюдения
постановку и проведение опытов;
экологические праздники;
игры и развлечения;
инсценировки и театрализации.
Каждое занятие делится на три составляющих: теоретическая часть,
физкультминутка и практическая деятельность.
Практическая деятельность очень разнообразна и
представлена рисованием, лепкой, аппликацией,
наблюдением и опытной работой.
Для развития мелкой моторики рук используется лепка из пластилина,
аппликации из природного материала и обрывков бумаги.
Практическую работа детей проводится в сопровождении лирической
музыки со звуками природы, что придаёт занятиям эмоциональную окраску.
Интегрируемые образовательные области:
«Познавательное развитие».
Доказано, что чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше
они проявляют интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие
объекта природы. Преимущество в ознакомлении с природой в дошкольном
возрасте отдается наблюдениям, играм, опытам, уходу за объектами
природы.
Наблюдение целесообразно использовать на занятиях разных видов.
Занятия обеспечивают широкое пространство для творческой реализации
содержания наблюдений, которое предопределено включением детей в
разные виды экологической деятельности с участием в ней воспитателя.
Целью каждого вида такой деятельности неизменно выступает формирование
первооснов экологического сознания, экологического поведения, а,
16

следовательно, и экологической культуры личности.
«Социально-коммуникативное развитие».
В рамках освоения данной области происходит:
Формирование представлений об опасных для человека и
окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Приобщение к правилам безопасного для человека и
окружающего мира природы поведения.
Формируются элементарные представления о способах
взаимодействия с растениями и животными: умение рассматривать растения,
не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя
им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить
чужих животных.
Даются представления о том, что в природе все взаимосвязано
(одно и тоже растение может быть ядовитым для человека и лекарственным
для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для
земноводных и т.д.)
Дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому
или другому живому существу, учатся определить, чего ему не хватает в
данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые
овладевают орудиями труда.
«Художественно-эстетическое развитие».
Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых
предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных
красках, звуках и пластических формах. Он получает разного рода
информацию, накапливает впечатления – цветовые, звуковые, осязательные,
которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем
зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На
основе интереса появляется простейшая эстетическая избирательность,
эстетическое чувство и эстетический вкус. Чем больше ребенок накапливает
знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого
немыслима творческая деятельность.
«Речевое развитие»
При знакомстве с художественными и научно- произведениями: сказками,
энциклопедий,
по
экологическому
воспитанию
и
образованию
дошкольников. поэзией детям легче и доступнее дается возможность
почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить ее значение в
жизни человека, где они учатся сравнивать, как отражено одно и тоже
природное явление в разных поэтических строках. Это и народное
творчество: загадки, пословицы, поговорки, легенды. Через литературу
ребенок учится правильно выражать своё мнение, озвучивать чувство.
17

2.2. Учебно-тематический план
Месяц

Продолжитель
ность занятия
в минутах

Темы

Сентябрь

Периодичность
проведения
занятий
в месяц
(1 раз в неделю)
4

1/30 мин

Октябрь

4

1/30 мин

Ноябрь

4

1/30 мин

Декабрь

4

1/30 мин

Январь

4

1/30 мин

Февраль

4

1/30 мин

Март

4

1/30 мин

Апрель

4

1/30 мин

1.Диагностически-ознакомительное занятие
2.Голубая планета Земля
3. Земля и время
4. Путешествие в подземное царство. Ч.1
5.Путешествие в подземное царство. Ч.2
6.Плоды и семена. Экскурсия по территории
ДОУ
7.Природа Севера. Экологическая сказка
8.Природа Сибири. Хвойный лес – тайга.
9. Животный мир нашего края. Хищники и
травоядные животные
10. Животные и растения луга
11. Степное
сообщество
Экологическая
сказка
12. Африканская саванна.
13. Растения
и
животные
пустыни.
Экологическая сказка
14. Тропические леса. Деревья – гиганты
15.Животные тропических лесов
16.Среда обитания – пресный водоем
17. Море как среда обитания. Морские
млекопитающие
18. Знакомство
с
морскими
рыбами.
Экологическая сказка
19. Низшие морские животные. В гостях у
морского царя
20. Город как среда обитания людей,
животных и растений
21. Среда обитания. Итоговое игровое
занятие
22. Зачем растению нужны корень, стебель,
листья
23. Зачем растению нужны цветы
24.Особенности жизни и строения птиц
25. Чудо из яйца. Строение и разнообразие
птичьих яиц
26. Птицы нашего края
27. Уход за комнатными растениями весной
28.Тропические
растения.
Виртуальная
экскурсия в ботанический сад
29.Зеленая аптека нашего края
30.Удивительный мир насекомых, их
разнообразие и значение
18

31. Проблемы охраны растений и животных.

Май

4

1/30 мин

ИТОГО
ЗА ГОД

36

18 часов

Знакомство с Красной Книгой Кемеровской
области
32. День Земли. Экологический праздник
33. Родной свой край люби и знай
34. В природе все изменяется и повторяется
35.Травы и насекомые на участке детского
сада. Экскурсия
36.Деревья и кустарники. Экскурсия

2.3 Содержание программы
Темы и разделы
1.Диагностическоознакомительное занятие
2.Голубая планета Земля
3.Земля и время

4.Путешествие
в
подземное
царство. Ч.1 (Экскурсия по
территории ДОУ)
5.Путешествие
царство. Ч.2

в

подземное

6. Экскурсия по территории ДОУ
«Плоды и семена»
7.Животные
Севера.
Экологическая сказка

Тундра.

8.Природа Сибири. Хвойный лес
- тайга
9.Животный мир нашего края.
Хищники и травоядные животные

Описание работы
закрепить знания детей об условиях жизни растений,
вспомнить красоту летнего луга, вызвать желание запечатлеть
её на листке. Рисование «Летний луг»
дать представление о солнечной системе, её планетах, их
движении, раскрыть причины смены времени суток и года.
познакомить с научной и религиозной точкой зрения на
возникновение Земли; рассказать о древних обитателях
планеты, показать значение человека в истории Земли, его
ответственность за современное состояние планеты.
Изготовление вулкана
познакомить детей с почвой, её особенностями, значением в
жизни растений, с некоторыми обитателями, с ролью грибов,
дождевых червей в круговороте органического вещества (для
детей
этот
процесс
можно
назвать
“волшебным
превращением листьев”)
закрепить знания детей о почве, её составе, её ценности для
всего живого, познакомить со способом определения запаха
дождевыми червями, с проблемой бытовых отходов.
Эксперименты с почвой.
содействовать закреплению знаний об осенних явлениях
природы и внешнем виде некоторых деревьев, развитию
эстетическому восприятию, собрать коллекцию семян и
листьев растений.
содействовать расширению знаний детей о многообразии
экосистем Земли, неповторимости и уникальности различных
сообществ растений и животных, познакомить с условиями
для жизни на Севере, с растениями и животными, их
особенностями приспособления к данным условиям среды
обитания. Опыты. Аппликация.
расширить знания детей об особенностях хвойных деревьев,
произрастающих в тайге, показать их значение для животных
и человека, воспитывать бережное отношение к лесу,
формировать патриотические чувства.
расширить знания детей о животных нашего края, закрепить
понятие “хищники” и “травоядные”, познакомить с понятием
“пищевая цепочка”, показать простейшие связи между
19

растениями и животными, развивать интерес к познанию
окружающей природы. Подвижные игры. Рисование.
10.Животные и растения луга
познакомить с условиями обитания луга, с растениями и
животными, показать зависимость состава животного
сообщества от растительного, а растительного – от условий
неживой природы. Экологические опыты с водой
11.
Степное
сообщество. содействовать расширению знаний детей о многообразии
Экологическая сказка
экосистем Земли, неповторимости и уникальности различных
сообществ растений и животных, познакомить с
особенностями данной среды обитания, растениями и
животными, их приспособлением к условиям жизни. Опыт
«Бумажная змейка»
12. Африканская саванна
содействовать расширению знаний детей о многообразии
экосистем Земли, неповторимости и уникальности различных
сообществ растений и животных, познакомить с африканской
саванной, её условиями, рассказать о самых интересных
представителях
животного
мира,
развивать
любознательность, стремление к познанию природы. Опыт.
Изготовление творческих работ
13.Растения и животные пустыни. содействовать расширению знаний детей о многообразии
Экологическая сказка
экосистем Земли, неповторимости и уникальности различных
сообществ растений и животных, познакомить с условиями
жизни в пустыне, обитающими здесь растениями и
животными, показать их удивительные приспособления.
Опыты.
14.Тропические леса. Деревья- содействовать расширению знаний детей о многообразии
гиганты
экосистем Земли, неповторимости и уникальности различных
сообществ растений и животных, познакомить с условиями
жизни тропического леса, с отдельными наиболее
интересными представителями растительного мира. Опыты.
15. Животные тропических лесов
содействовать расширению знаний об экзотических
животных,
познакомить
с
наиболее
интересными
представителями животного мира тропических лесов,
развивать чувство эмпатии, любознательность, желание
узнавать новое о животных, развивать эстетическое чувство.
Рисование.
16.Среда обитания – пресный познакомить с водной средой обитания, типами пресных
водоем
водоёмов, животными и растениями, особенностями их
внешнего вида и жизни, показать необходимость сохранения
водоёмов чистыми
17. Море, как среда обитания
расширить знания детей о море, об особенностях данной
среды обитания, познакомить с наиболее интересными
представителями
животного
мира,
развивать
любознательность, эстетическое чувство, учить видеть
чудесное в природе, удивляться ему. Опыт. Аппликация.
18.Знакомство
с
морскими расширить знания детей о данной группе морских животных,
рыбами. Экологическая сказка
показать красоту в окраске, удивительное во внешнем облике,
поведении тропических морских рыб, развивать умение
восхищаться природными созданиями. Изготовление морской
рыбки из бумаги.
19. Низшие морские животные
расширить знания детей об отдельных низших животных
20

20.Город,
людей

как

среда

21. Игровое итоговое
«Среда обитания»

обитания

занятие

22.Зачем растению нужны корень
стебель и листья

23.Зачем растению нужны цветы
24.Особенности жизни и строения
птиц
25. Чудо из яйца. Строение и
разнообразие птичьих яиц

26.Птицы нашего края

27.Уход
растениями

за

комнатными

28. Тропические растения
29.Зеленая аптека нашего края

30. Удивительный мир насекомых

31.Проблема охраны растений и

моря, уточнить представления детей, что красивыми могут
быть не только птицы, рыбы и звери, но и другие
малознакомые животные, развивать любознательность,
стимулировать интерес к познанию природы, развивать
эстетическое чувство. Рисование мыльной пеной «Кораллы»
закрепить знания детей о городе как среде обитания людей,
показать необходимость озеленения городов, ценность
скверов и парков, обратить внимание на элементарные
правила поведения. Конструирование. Рисование.
выявить и закрепить знания детей о каждой природной зоне
Земли, условиях жизни, растениях и животных каждой среды
обитания
расширить и закрепить знания детей о функциях корня,
стебля и листьев, важности растений для всего живого на
Земле. Воспитывать бережное отношение к городским
насаждениям, имеющим особое значение для комфортности
городской среды обитания. Аппликация
закрепить знания о некоторых садовых цветах, внешнем виде
семян огородных растений, пояснить значение цветов для
продолжения цепочки жизни у растений. Опыты. аппликация
расширить и закрепить знания детей об этой группе
животных, показать особенности внешнего и внутреннего
строения птиц, содействовать развитию интереса к
наблюдению за поведением комнатных птиц.
расширить знания детей о поведении птиц во время
гнездования, дать знания о строении яйца, познакомить с
разнообразием птичьих яиц и птичьих гнёзд, развивать
интерес к познанию окружающих пернатых соседей,
эстетическое чувство, умение восхищаться природными
явлениями.
расширить и закрепить знания детей о птицах наших лесов,
образе жизни, питании, значении, познакомить с голосами
некоторых птиц, развивать интерес к познанию окружающей
природы, чувство эмпатии к животным.
закрепить знания детей об условиях существования
комнатных растений, об особенностях ухода за ними весной,
обратить внимание на красоту и пользу комнатных растений,
вызвать желание заботиться о них
Виртуальная экскурсия в ботанический сад
познакомить с лекарственными растениями края, закрепить
знания о строении растения, формировать умение правильно
использовать лекарственные части растений, воспитывать
бережное отношение к сбору лекарственных растений.
Рисование.
закрепление и углубление знаний об особенностях внешнего
строения данной группы животных, их разнообразия и
значения в природе и для человека, показать связь насекомых
с растениями и разными группами животных, развивать
любознательность, интерес к познанию окружающей
природы.
дать общие представления о состоянии растительного и
21

животных. Знакомство с красной
книгой кемеровской области
32.День земли. Праздник
33.Родной свой край люби и знай
34.В природе все изменяется и
повторяется
35.Травы и насекомые на участке
детского сада. Экскурсия
36.Деревья и кустарники города.
Экскурсия

животного мира Земли, необходимости бережного отношения
к природе, необходимости охраны отдельных видов
животных и растений. Аппликация «Сон-трава»
познакомить об истории возникновения праздника «День
Земли», оформить газету с пожеланиями нашей планете.
Экологический праздник
содействовать формированию у детей представлений о
цикличности в природе, расширить и закрепить знания детей
о значении тепла и света для всего живого на Земле, их
значением для сезонных явлений в природе.
закрепить знание детей о травах и насекомых, познакомить с
живыми объектами, учить любоваться цветами, воспитывать
эстетический вкус, бережное отношение к природе.
закрепить знания детей о городских деревьях и кустарниках,
их значении для жизни человека, воспитывать бережное
отношение к городским растениям.

22

Календарно – учебный график
Планирование разработано на месяц, каждое из занятий включает различные структурные элементы.

Подготовительная группа 6-7 лет

Структурные элементы
занятий
Беседа, рассказ воспитателя
Чтение художественной
литературы
Дидактические игры
Экологическая сказка
Моделирование
Просмотр видеофильмов,
презентаций
Исследовательская
деятельность. Опыты с
природным материалом
Рисование
Аппликация
Творческая мастерская.
Изготовление поделок
Подвижные игры
Труд. Уход за растениями.
Экскурсии
Экологический праздник

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

4 занятия
+
+

4 занятия
+
+

4 занятия
+
+

4 занятия
+
+

4 занятия
+
+

4 занятия
+
+

4 занятия
+
+

4 занятия
+
+

4 занятия
+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+
+
+

+

+

+
+
+

+
+
+

+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+
+

+
+

+
+

+
+

+

+

+
+

+

+

+
+

+
+

+
+
+
+

21

+
+

III.
3.1

Организационный раздел

Описание материально-технического обеспечения Программы

Технические
средства обучения

ноутбук – 1шт;
телевизор – 1 шт
принтер – 1 шт.
Расходные материалы для принтера: чернила: комплект (4 шт).
бумага 2 пачки
Учебно–
Акварельные краски, кисти на каждого ребенка (подгруппу)
методические
и Пластилин на каждого ребенка в подгруппе
наглядные пособия Физическая карта мира
Глобус
Лупы (на подгруппу)
Ножницы (на подгруппу)
Клей ПВА/ карандаш (на подгруппу)
Микроскоп
Бумага для рисования
Цветная бумага
Наборы: «фигурки животных»
Презентации
Аудиозаписи с голосами птиц и животных
Костюмы
Иллюстрации с изображение животных, растений
Стихи
Сказки
Подборка музыкальных произведений
Природный материал: песок, глина, почва, перья птиц,
скорлупа яиц
Красная книга Кузбасса
Раздаточный
материал

Дидактические игры

3.2. Организация образовательной деятельности
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения
занятий. Игровой метод придаёт образовательной деятельности
привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения
упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию
мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Программа рассчитана на 36 учебных занятий. Занятия проводятся 1
раз в неделю. С целью сохранения здоровья и исходя из программных
требований, продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Условия, необходимые для реализации Программы.
22

- Добровольное участие детей.
- Наполняемость: 10-12 детей старшего дошкольного возраста в
подгуппе.
- Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.
- Продолжительность
непосредственной
организованной
образовательной деятельности 25 - 30 минут.
- Регулярность
проведения
непосредственной
организованной
образовательной деятельности– 1 раз в неделю, в первой половине дня.
- Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится два раза в год:
вводный (сентябрь – октябрь), итоговый (май).
- Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной
образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.
- Соблюдение
санитарно-гигиенических
норм
(освещение,
проветривание, время проведения).
3.3. Диагностический материал
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать
с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года,
основанного на наблюдениях за детьми, на основе рекомендаций С.Н.
Николаевой, Л.М. Маневцовой
Содержание данной педагогической диагностики направлено на
выявление следующего:
- в какой степени ребенок освоил экологические знания;
- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за
живыми объектами;
- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к
природе (природоохранного, эстетического, познавательного).
Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для
получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение
за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой,
образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки.
Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.
Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо
проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
- формирование экологических знаний и
- экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:
1. Представления о природе:
а) об объектах живой природы;
23

б) об объектах неживой природы.
2. Отношение к природе.
3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.
В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.
Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания
проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале),
характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н.
Николаевой и Л. М. Маневцовой.
Баллы по результатам выполненных диагностических заданий
фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл,
по которому определяется уровень сформированности экологических
представлений и отношения к природе:
- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;
- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;
- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.
Содержание диагностического инструментария:
Представления о природе.
А) Живая природа.
Задание 1.
Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого;
выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых
организмов, условиях, необходимых для жизни.
Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой
природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица,
насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из
набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются
вопросы:
- Как ты догадался, что все это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?
- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего
он не может прожить?
Задание 2.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений,
местах их произрастания.
24

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов,
травянистых растений.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать
растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.
Задание 3.
Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов,
травянистых растений.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у
растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.
Задание 4.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.
Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в
нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание 5.
Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах
их обитания.
Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоем, деревенский
дворик; картинки с изображениями животных: 3—4 вида домашних и диких
животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха),
лягушка.
Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в
зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание 6.
Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.
Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в
нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание 7.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в
жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда
людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным
картинкам:
- Какое это время года?
- Почему деревья так выглядят?
25

- Как изменяется жизнь животных (называется время
года)?
- Почему люди так одеты? Чем они занимаются?
Задание 8.
Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного
неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его (ее) месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных,
людей?

и

Б) Неживая природа.
С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:
О воде:
- Какого цвета может быть вода?
-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?
- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это
свойство воды? (текучесть)
- Зачем нужна вода?
О песке:
- Чем отличается сухой песок от влажного?
- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?
- Зачем нужен песок?
О природных явлениях (ветер, дождь, небо):
- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?
- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?
- Зачем нужен дождь в природе?
- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?
- Что появляется после дождя на городских улицах?
- Как меняется небо весной, летом, зимой?
- Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать»
небо?
- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?
Оценка деятельности:
26

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их
существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет
небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает
много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.
2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об
объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при
выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы
отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.
3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и
неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы
отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.
2. Отношение к природе.
Задание 1.
Цель. Изучить особенности отношения ребенка к живот­ным и растениям в
специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к обитателям
живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен
будет осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами,
либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находятся
некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные — в
кормлении, растения — в поливе), для чего приготовлены необходимые
средства, и материалы для занятия другими видами деятельности
(рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок
приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем
он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необходимости помощи
живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Как ему можно помочь?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной
инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами,
отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.
27

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается
преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и
растениями.
3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С
удовольствием по собственной инициативе общается с животными
(знакомыми и незнакомыми) и растениями.
3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в
природе).
Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным
растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо
ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.
2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами.
Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не
осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого
объекта.
3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому
существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его
выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.
Уровни экологических представлений и отношения к природе:
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и называет большое
количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые
их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает
объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих
признаков испытывает затруднения.
Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда
правильно называет их основные свойства, признаки.
28

Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По
собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам.
Прояв­ление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение
неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает большое
количе­ство объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и
— под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки
живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать
объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими
понятиями и общими связями.
Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.
Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших
результатов.
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные признаки
живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием
живых су­ществ, средой обитания и соответствием условий потребностям.
Знания носят обобщенный, системный характер.
Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым
и незнакомым живым объектам.
Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе,
старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к
природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально
воспринимает природу, видит ее красоту.
Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.

29

Список литературы
1.
Атлас. Растения леса [Текст]. - М.: РОСМЭН, 1999. – 98 с.
2.
Барков, А.С. Зоология в картинках [Текст] / А.С. Барков. – М.:
РОСМЭН, 1997. – 112 с.
3.
Большая энциклопедия животных [Текст]. - М.: РОСМЭН, 1999. – 298
с.
4.
Большая энциклопедия школьника [Текст] / Пер. с англ. И. Горелик М.: РОСМЭН, 1999. – 256 с.
5.
Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет [Текст] /
Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2004. – 158 с.
6.
Брукс С. География Земли [Текст] / Пер. с англ. / С. Брукс
–
М.:РОСМЭН, 2000. – 115 с.
7.
Верзилин, Н.М. Путешествие с домашними растениями [Текст] / Н.М.
Верзилин. – Л.: Детская литература, 1958. – 340 с.
8.
Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада
[Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2004. –
130 с.
9.
Гержидович, Л. Как дела, лесной народ? [Текст] / Л. Гержидович –
Кемерово: Кузбасс, 2004. – 16 с.
10. Гоман, Л.А. Занятия по ручному труду в детском саду [Текст] / Л.А.
Гоман. – Киев: Радшкола, 1979. – 129 с.
11. Гульянц, Э.К. Что можно сделать из природного материала [Текст] /
Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. – М.: Просвещение, 1991. – 173 с.
12. Даймер, П. Дельфины и киты [Текст] / П. Даймер. – М.: Астрель-АСТ,
2002. – 80 с.
13. Драйер, Е. М. Тайны живой природы. Звери, птицы, насекомые [Текст]
/ Е.М. Драйер / Пер. с нем. А.А. Косарева. – М.: Астрель - АСТ, 2000. – 62 с.
14. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П.
Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: Творческий центр, 2004. – 188 с.
15. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду [Текст]: пособие для работников дошкольных
учреждений / А.И. Иванова. – Новокузнецк: РИО ИПК, 1999. – 56 с.
16. Кавардайн, М. Жизнь животных [Текст] / М. Кавардайн / Пер. с англ. –
М.:РОСМЭН, 2000. - 129 с.
17. Ковинько Л.В. Сереты природы – это так интересно! [Текст] – М.:
Линка-Пресс, 2004. – 68 с.
18. Козлова, Т.А. Городские животные [Текст] / Т.А. Козлова, В.И.
Сивоглазов. - М.: Просвещение, 2001. – 71 с.
30

19. Козлова, Т.А. Животные леса [Текст] / Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. М.: Просвещение, 2000. – 62.
20. Красная книга Томской области. Редкие и находящиеся под угрозой
исчезновения виды животных [Текст] / Под ред. Т.Н. Гагиной. – Томск:
Книжное издательство, 2000. – 280 с.
21. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование [Текст] / И.Э.
Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Изд-во Педагогического общества России,
2003. – 79 с.
22. Мертини, А. Тропический лес [Текст]. Серия: Что есть что? / Пер. с
англ. / А. Мертини. – М.: Slovo / Слово, 1998. – 172 с.
23. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] / Л.П.
Молодова. – М.: ЦГЛ, 2003. – 128 с.
24. Мытарев, А.А. Наш край родной [Текст] / А.А. Мытарев. - Томск, 1977.
– 80 с.
25. Мэйнард, К. Космос [Текст] / К. Мэйнард / Пер. с англ. Е.В.
Комисарова. – М.: РОСМЭН, 2001. – 132 с.
26. Нейпье, П. Обезьяны [Текст] / П. Нейпье, Дж. Нейпье / Пер. с англ. Е.
Годиной. – М.: Мир, 1984. – 128 с.
27. Николаева, С.Н. Ознакомим дошкольников с неживой природой
[Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 11. – С. 3136.
28. Николаева, С.Н. Роль педагогической технологии в формировании
экологической культуры детей и взрослых [Текст] / С.Н. Николаева //
Дошкольное воспитание. – 2000. - № 6. – С. 34-38.
29. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников
[Текст] : учебное пособие для студентов средних и высших педагогических
учебных заведений / С.Н. Николаева. - М.: АСАДЕМА, 2001. – 208 с.
30. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей
[Текст] / С.Н. Николаева. - М.: АСАДЕМА, 2002. – 270 с.
31. Николаева, С.Н. Юный эколог [Текст] / С.Н. Николаева. – М.: МозаикаСинтез, 2004. – 118 с.
32. Николсон, Я. Вселенная [Текст] / Я. Николсон / Пер. с англ. В.Н.
Михайлова – М.: РОСМЭН, 2001. – 62 с.
33. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст]:
методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКИ, 2003.
– 220 с.
34. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания
[Текст] / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. 2002, № 10. – С. 42-48.
31

35. Перевертень, Г.И. Аппликации из листьев [Текст] / Г.И. Перевертень. –
М.: АСТ, 2004. – 15 с.
36. Питерсон, Р. Птицы [Текст] / Р. Питерсон / Пер. с англ. И.Г. Гуровой. –
М.: Мир, 1973. – 188 с.
37. Потапова, Л.М. Детям о природе: Экология в играх для детей 5-7- лет
[Текст] / Л.М. Потапова. – Ярославль: Академия-Холдинг, 2002._
38. Потапова, Т. Экологическая культура в раннем детстве [Текст] / Т.
Потапова // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 2. – С. 8-9.
39. Планы занятий по программе “Развитие”: подготовительные группы
[Текст]. - М., 2002. – 240 с.
40. Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание в детских садах [Текст] / Н.А.
Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 7. – С.44-49.
41. Рыжова, Н.А. Наш дом – природа. Воздух невидимка [Текст] / Н.А.
Рыжова. - М., 1998. – 127 с.
42. Рыжова, Н.А. Экологическая тропинка [Текст] / Н.А. Рыжова //
Дошкольное воспитание. 2000 а, № 4. – С. 21-33.
43. Рыжова, Н.А. Педагогические модели организации экологического
образования в ДОУ [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. 2000 б,
№ 9. – С. 25-32.
44. Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиций
новой парадигмы [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. 2001, №
7. – С. 61-68.
45. Рыжова, Н.А. Не просто сказки [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: ЛинкаПресс, 2002. - 192 с.
46. Скролупова О.А. Занятия с детьми дошкольного возраста. Вода / О.А.
Скоролупова. – М., Скрипторий, 2005. – 81 с.
47. Степанов, В. Азбука в загадках [Текст] / В. Степанов. - М.: Омега, 2002.
– 36 с.
48. Степанов, В. Животный мир Земли [Текст] / В. Степанов. – М.:
Фламинго, 2002. – 48 с.
49. Степанов, В. Животный мир России [Текст] / В. Степанов. – М.:
Фламинго, 2001. – 52 с.
50. Судакова, Л. Экологическое воспитание: региональный подход [Текст]
/ Л. Судакова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 7. – С. 20-31.
51. Тихонов, А.В. Детская энциклопедия леса [Текст] / А.В. Тихонов - М.:
РОСМЭН, 2003. – 72 с.
52. Тихонова, О. Как малёк родных искал [Текст] / О. Тихонова //
Дошкольное образование. – 2002. - № 8. – С. 14-19.
32

53. Токмакова, И. Почитай мне, мама [Текст] / И. Токмакова. – М.:
Самовар, 2004. – 35 с.
54. Уотт, Ф. Планета Земля [Текст] / Пер. с англ. / Ф. Уотт. – М.:РОСМЭН,
1998. – 79 с.
55. Физкультминутки, как здоровьесберегающий аспект урока [Текст] /
Под ред. И.Ю. Шведовой. – Кемерово, 2004. – 54 с.
56. Цингер, Я.А. Занимательная зоология [Текст] / Я.А. Цингер. – М.:
Учпедгиз, 1963. – 183 с.
57. Шпотова, Т.И. Игровая экология [Текст] / Т.И. Шпотова. – Обнинск:
АсЭко, 1995. – 98 с.
58. Шпотова, Т.И. Цветовая экология [Текст] / Т.И. Шпотова. – Обнинск:
АсЭко, 1990. – 112 с.
59. Яковлева, И. След динозавра [Текст] / И. Яковлева. - М.: РОСМЭН,
1998. – 192 с.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».