Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» на 2021-2022 уч. год. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» является образовательным учреждением и осуществляет деятельность на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, программы «Воспитания и обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи» Филичевой Т.Б., программы Ивлевой М.К. «Путешествие в мир математики», программы Скалон Т.А. «Экология для самых маленьких». Учебный план составлен в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования; - Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» - Инструктивно-методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. № 65/23-16, с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28, - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2, приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) -Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 614 серия А регистрационный номер № 0000961- от 10.02.2012г. Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом: - построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра; - решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непрерывной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.). Непрерывная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно - исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструктивной, а также восприятия художественной литературы и фольклора) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных и коррекционно - развивающих задач. Самостоятельная деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 - 4 часов. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 - 3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку. Непрерывную образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет: - в младшей группе - 15 мин., - в средней группе - 20 мин., - в старшей группе - 25 мин., - в подготовительной группе - 30 мин. Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет следует круглогодично организовывать непрерывную образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. Непрерывная образовательная деятельность органично сочетается с другими формами организации детей и позволяет детям использовать и сочетать все культурные практики в своей деятельности. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей. Обязательная часть составляет не менее 60 % от общего объема, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего объема, отводимого на освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эта часть учебного плана, формируется участниками образовательных отношений, где представлены программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/ или культурных практиках (парциальные программы), методики, формы организации образовательной деятельности. Используются фронтальные, студийные и кружковые формы работы во второй половине дня. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, в учебном плане расширяет область образовательных услуг для воспитанников. Часть, формируемая участниками образовательных отношений: • Программа «Путешествие в мир математики» Ивлева М.К. • Программа «Экология для самых маленьких» Т.А. Скалон • Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. На базе ДОУ функционирует логопункт с целью осуществления коррекционной работы учителем - логопедом. Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда не входят в учебный план. Занятия в логопункте проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. Количество занятий и состав групп определяется Письмом Минобразования РФ от 14.12.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Коррекционные занятия, проводимые учителем-логопедом, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в общеобразовательном процессе (для детей, зачисленных на логопункт). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребенка. Дополнительные образовательные услуги (бесплатные): На базе ДОУ с воспитанниками реализуются (по выбору): • Программа социально-педагогической направленности «Развивай-ка» (воспитанники в возрасте от 2 - до 3 лет), • Программа художественной направленности «Волшебная бумага» (воспитанники в возрасте от 3- до 4 лет), • Программа социально-педагогической направленности «Мир в ладошках» (воспитанники в возрасте от 4 - до 5 лет), • Программа социально-педагогической направленности «Мир красивой речи» (воспитанники в возрасте от 5 - до 6 лет), • Программа художественной направленности «Оригами» (воспитанники в возрасте от 5 - до 6 лет), • Программа технической направленности «Академия роботов» (воспитанники в возрасте от 6 - до 7 лет), • Программа художественной направленности «Магия красок Эбру» (воспитанники в возрасте от 6 - до 7 лет) Программа естественно-научной направленности «Наураша в стране Наурандии» (воспитанники в возрасте от 6 - до 7 лет) Программа художественной направленности «Колокольчик» (воспитанники в возрасте от 6 - до 7 лет) Годовой учебный план составлен в соответствии с рекомендациями общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. В.Е.Вераксы, требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании», ФГОС ДО. Модель планирования непрерывной образовательной деятельности в группах общеразвивающей направленности, реализующих образовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой Возрастные группы Группа раннего возраста «Росточек» Младшая группа «Солнышко» Средняя группа «Полянка» Старшая, подготовительная группа «Дошколята» Возраст детей. 1,5-3 лет 3-4г. 4-5л. 5-6л. 6 -7л. Длительность занятия. 10 мин. 15 мин. 20 мин. 25 мин. 30 мин. Обязательная часть. Организованная образовательная деятельность Образовательные Базовый вид области деятельности 2 раза в неделю Физическое развитие Физическая культура в помещении 1 раз в неделю Физическая культура на воздухе 1 раз в неделю Познавательное Формирование развитие целостной картины мира Речевое развитие Формирование элементарных математических представлений Развитие речи Периодичность 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю Художественно эстетическое развитие Рисование 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю Лепка 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели Аппликация _ 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели Музыка 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 10 10 10 13 14 1 раз в неделю 1 раз в неделю Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Познавательное развитие «Путешествие в мир математики» Познавательное развитие «Экология для самых маленьких» Итого: 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 1 1 2 Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности Чтение художественной литературы ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Конструктивно-модельная деятельность Игровая деятельность 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Общение при проведении режимных моментов ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Дежурства - ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Прогулки ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная игра ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Познавательно-исследовательская деятельность Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Утренняя гимнастика ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Комплексы закаливающих процедур ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Гигиенические процедуры ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда не входят в учебный план. Занятия в логопункте проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. Количество занятий и состав групп определяется Письмом Минобразования РФ от 14.12.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Коррекционные занятия, проводимые учителем-логопедом, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в общеобразовательном процессе (для детей, зачисленных на логопункт). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребенка. Блок дополнительных образовательных услуг (бесплатных) Занятия по выбору Направленность Название Гр «Росточек» Группы Гр «Солнышко» Гр. «Полянка» Всего Гр. «Дошколята» Социальнопедагогическая Художественная «Развивайка» Социальнопедагогическая Художественная «Мир в ладошках» Социальнопедагогическая Художественная «Мир красивой речи» «Колокольчик» 1 Художественная «Магия красок Эбру» 1 Естественно-научная «Наураша в стране Наурандии» «Академия роботов» 1 Техническая Итого 1 «Волшебная бумага» 1 1 «Оригами» 1 1 1 1 1 2 2 (т.к. занятия по выбору) по 32 занятия за 32 недели по 32 занятия за 32 недели по 34 занятия за 34 недели по 32 занятия за 32 недели по 32 занятия за 32 недели по 34 занятия за 34 недели по 32 занятия за 32 недели по 32 занятия за 32 недели по 32 занятия за 32 недели